Виды железобетонных лотков для теплотрасс и их сравнение

Лотки теплотрасс и их характеристики

При подземной укладке трубопроводов строителям приходится сталкиваться с проблемой их защиты от нагрузок, коррозионного воздействия почвы, тепловой изоляции от температуры окружающей среды. Один из эффективных методов решения вышеизложенных задач при укладке тепловых сетей — лотки теплотрасс, в которые помещают транспортирующие теплоноситель трубы.

Материал лотков не должен быть слишком дорогим для выполнения своих защитных функций, поэтому при их изготовлении используют наиболее дешевые компоненты — бетон и стальную арматуру. Так как проводящие тепло трубы имеют различное сечение в широком диапазоне и в канал может помещаться различное количество трубопроводных линий, размеры лотков теплотрасс отличаются разнообразием для удобства монтажа и снижения затрат при прокладке теплосетей.

Лотки – внешний вид

Назначение

Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.

Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:

  • Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
  • Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
  • Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
  • Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
  • Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
  • Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.

Схемы армирования

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.

ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры

Маркировка и виды лотков для теплотрасс

Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:

  • Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
  • д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
  • цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
  • Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м 2 ) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
  • а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.

Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:

  1. КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
  2. последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
  3. последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м 2 .

Конструктивные и размерные параметры лотка ЛК 300.180.120-6 из Серии 3.006.1-8

Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:

  1. каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
  2. тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.

Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:

  • КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
  • КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
  • КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.

Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м 2 .

Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87

Размеры

Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:

  1. длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
  2. для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
  3. ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
  4. высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  5. толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  6. ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
  7. высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  8. толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
  9. масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м 3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м 3 для Л38.
  10. плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
  11. для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.

Схема монтажа ЖБ каналов

Особенности укладки лотков

Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:

  • под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
  • в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
  • допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.

При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:

  1. Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
  2. Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
  3. При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.

Схема складирования

  1. Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
  2. Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м 3 класса В 1.5.
  3. Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
  4. При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
  5. Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
  6. В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
  • при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
  • в местах, где несущая способность основания изменяется.

Укладка трубопровода в лотки

  1. Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
  • 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
  • 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
  • 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
  • 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
  1. Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
  2. Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
  3. Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
  4. При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
  5. Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м 2 . При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
  • при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м 2 ;
  • на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м 2 ;
  • под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м 2 ;
  • при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м 2 .

Схемы монтажа коробов и тоннелей

Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций

Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.

Основные правила проведения работ включают в себя пункты:

  1. Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
  2. Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
  3. При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
  4. Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
  5. Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
  6. Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
  7. Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
  8. Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
  9. Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
  10. В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
  11. Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
  12. Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.
Читайте также:  Как подобрать качественные трубы для теплого пола: разновидности материалов

Укладка лотков с помощью спецтехники

Гидроизоляция

При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:

  1. Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
  2. Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
  3. При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
  • холодную из асфальта;
  • горячую из асфальта;
  • оклеечную из битума;
  • композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
  1. Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
  2. Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
  3. Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
  4. Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
  5. Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
  6. Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
  7. Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
  8. Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65

Стоимость лотков

Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лотки теплотрасс — это строительные элементы, которые производятся из железобетона и выполняют ряд очень важных функций. Главное предназначение этих конструктивных элементов — монтаж защитной конструкции для трубопровода. Кроме этого, железобетонные лотки (ЖБЛ или ЖБИ) используются для монтажа и других каналов: водопроводных, кабельных, а также для желобов ливнёвки и дренажных систем.

Лоток — это конструкция, защищающая трубы теплотрассы от повреждений внешнего характера

Что такое лотки для теплотрасс? Какие функции они выполняют?

Лоток строительный железобетонный для теплотрассы — это специальный элемент из армированного бетона, используемый для прокладки каналов различного назначения. Для организации теплотрасс используют лотки, которые выполняют ряд важных функций:

  • основная функция ЖБЛ — защитная. Эти элементы предохраняют трубопровод не только от механических воздействий, но и защищают его от разного рода грызунов, которые могут причинить вред трубам;
  • а также стоит отметить, что ЖБЛ не дают теплу рассеиваться в окружающую среду. Исходя из этого, можно сказать, что они экономят тепло;

Обратите внимание! Монтаж таких лотков разрешён даже в сейсмоактивных районах. Они обеспечивают защиту труб даже в нестандартных условиях.

  • такие каналы защищают коммуникацию от подземных вод и паводков;
  • капсула из ЖБЛ предохраняет трубы от воздействия агрессивных химических соединений, которые присутствуют в почве.

Теплосети предусматривают накрытие крышками ЖБЛ. Благодаря этому, в случае возникновения аварии работы по её устранению производятся очень быстро и просто.

Трубы, проложенные в лотках, не подвержены влиянию грунтовых вод, агрессивных компонентов почвы, механических и прочих факторов

Эксплуатационная сфера ЖБЛ

Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:

  1. Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
  2. ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
  3. ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.

Подробная классификация по назначению

Рассмотрим более подробную классификацию железобетонных лотков, в зависимости от их назначения:

ЖБЛ для организации теплотрасс. Такие лотки монтируются для защиты теплопроводов горячей воды и пара и выполняют защитную функцию. Защита теплопроводов — это очень важное мероприятие, так как возникновение аварийных ситуаций при их эксплуатации влечёт за собой неприятные последствия. А ремонтные работы в зимний период могут быть очень затруднительны из-за промерзания почвы.

Железобетонные лотки могут быть использованы и в водоотводящих системах — ливневках

ЖБЛ для автомобильных дорог. Используются для организации каналов, которые обеспечивают отвод воды от дорожного полотна, пешеходных тротуаров и т. д. Входы в такой дренаж прикрывают решёткой. Такая решётка необходима для того, чтобы обеспечить более презентабельный внешний вид, а также играет роль грубого фильтра — не даёт попадать в систему крупным предметам (например, веткам).

Железнодорожные ЖБЛ. Подразделяются на две основные группы:

Используются для организации дренажной системы железнодорожного полотна. Как и в предыдущем случае закрываются решёткой.

ЖБЛ для организации дренажных систем ливневой канализации. Такие лотки необходимы для организации отвода воды от фундаментов различных построек, а также из парковых зон. А также широко применяются при монтаже ливневой канализации.

ЖБЛ для отвода воды. Как правило, такие лотки применяются для отвода жидкости от хозяйственных полей. Посредством этих элементов осуществляется сбор воды для полива.

Дождевые лотки. Жёлоба небольшого размера, выполняющие функцию отвода и концентрации осадков.

Кабельные. Используются при организации защитных кожухов для кабельной проводки.

Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс

Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.

Железобетонные лотки отличаются прочностью и могут выдерживать большие нагрузки

На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:

  • прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
  • прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
  • кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;

Обратите внимание! Стоит отметить, что использование ЖБЛ влияет на удобство проведения ремонтных работ трубопровода. Для этого нужно определить локализацию поломки и раскопать землю в нужном месте, после чего, остаётся только снять крышку ЖБЛ и приступить к ремонту коммуникации.

  • удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
  • ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
  • ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.

А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.

Технические характеристики

Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.

Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и внешнему виду предъявляются высокие требования

ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:

  • морозоустойчивость;
  • водостойкость;
  • высокая прочность бетона;
  • предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
  • приводятся таблицы;
  • выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.

Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.

Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:

  • марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
  • существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
  • размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
  • категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.

Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.

Таблица 1

НазваниеРазмеры, ммВес, кг
Л-20-15/22970х2160х1040
Л-16-8/22970х1840х10303150
Л-15-8/22970х1840х7202750
Л-14-8/22970х1840х5702500
Л-13-8/22970х1480х13203230
Л-12-8/22970х1480х10102400
Л-10-8/22970х1480х5501650
Л-8-8/22970х1160х10001950
Л-6-8/22970х1160х5301140
Л-4-8/22970х780х530900
Л-3-8/22970х780х380750

Помимо этого, ГОСТ регламентирует и сопутствующую арматуру. Требования, выдвигаемые к ней, необходимо неукоснительно соблюдать. Очень важным фактором при выборе арматуры для ЖБЛ считается подбор необходимой марки стали.

И на лотки, и на крышки к ним в обязательном порядке наносится маркировка

Полезная информация! Все лотки маркируются буквой «Л». После этой буквы идут все основные технические и производственные данные, а также штамп, подтверждающий, что это изделие прошло проверку на качество.

А также стоит отметить, что маркировка железобетонных лотков содержит следующую информацию:

  • марка железобетонного изделия;
  • компания, которая изготовила лоток;
  • дата производства;
  • габаритные размеры строительного элемента;
  • масса лотка;
  • прочность изделия;
  • штамп, который указывает на то, что лоток прошёл процедуру технического контроля.

Подбор железобетонных лотков для теплотрасс выполняется, как правило, по вышеперечисленным данным. Если изделие соответствует характеристикам, предъявляемым ГОСТом, то тогда можно не сомневаться в его эффективности и в том, что оно прослужит длительный эксплуатационный срок.

Виды лотков по форме

ГОСТом регламентируется не только технические характеристики железобетонных лотков, но и их форма. Форма этого строительного элемента зависит в первую очередь от его назначения, а уже потом — от особенностей использования. Существует три основных формы, в которых выпускаются эти изделия:

  • квадратная или прямоугольная;
  • трапециевидная;
  • полукруглая.

Форма и размеры лотка зависят от его предназначения

Железобетонные строительные лотки квадратной или прямоугольной формы используются, как правило, при закрытой прокладке коммуникаций, отличающихся по назначению. Из таких лотков монтируется защитный, герметичный канал, внутри которого прокладывается трубопровод. Рассмотрим, какие коммуникации монтируют в таких железобетонных строительных элементах:

Отдельные лотки монтируются встык. А также стоит отметить, что стыки в обязательном порядке промазываются специальным цементным раствором. Для этих целей необходим раствор марки М-50 и выше. После того как раствор засыхает, выполняется ещё одно мероприятие — гидроизоляция железобетонного канала. Гидроизоляционный материал подбирается в зависимости от конкретного случая.

Читайте также:  Преимущества и недостатки натурального мрамора при монтаже на ступени

Трапециевидные модели используются, как правило, при монтаже автомобильных дорог. Из таких изделий обустраивается дренажная система и ливневая канализация. Сам монтаж происходит посредством последовательной вставки лотков в пазы. Таким образом, получается канал, расположенный под наклоном. Наклон является необходимым фактором, для эффективного естественного отведения воды. Метод сборки такого канала получил название «телескопический», что отражает последовательность вложенных друг в друга железобетонных сегментов. Место входа ливнёвки прикрывается решёткой.

Полукруглые железобетонные лотки также применяются для водоотвода в дренажных и ливневых системах. Благодаря своему более презентабельному виду их прокладывают возле жилых построек и в парковых зонах.

Методы укладки каналов

Прокладка железобетонных строительных лотков осуществляется разными методами. Метод монтажа определяется с учётом разных факторов:

  • назначение канала;
  • технические характеристики лотков;
  • особенности местности, в пределах которой осуществляются строительные работы.

Для каждого типа лотка используется свой способ укладки

Рассмотрим основные варианты организации железобетонных каналов:

  1. КЛ. Этот вариант предусматривает организацию каналов, на которые опираются специальные перекрытия.
  2. КЛп. При таком монтаже получаются каналы, сделанные из крышек и опирающихся железобетонных элементов.
  3. КЛс. Такие каналы выполняются из лотков. Железобетонные строительные элементы опираются друг на друга, а для дополнительной надёжности стыкуются между собой специальными приспособлениями — швеллерами.

Важно! При обустройстве канала из ЖБЛ необходимым пунктом является создание «подушки» из песка. Это позволяет усилить плотность стыковки лотка с поверхностью почвы и придать прочности конструкции в целом.

Прокладка железобетонного канала включает в себя множество процедур. Например, переворачивание лотков посредством специальных крюков, которые обычно вставляются в боковые отверстия. Такие крюки без особых усилий можно выполнить из обычной стальной арматуры своими руками.

Стыки, как уже было сказано выше, необходимо заделывать цементным раствором. Однако стоит отметить, что на нестабильном (плавающем) грунте рекомендуется использовать более пластичные гидроизоляционные материалы. Для таких целей прекрасно подойдёт гидроизолятор на основе битума.

Помимо этого, готовый канал необходимо засыпать землёй одновременно с двух сторон. Это нужно для того, чтобы исключить перекосы из-за неравномерной нагрузки на конструкцию.

Лотки теплотрасс

Лотки теплотрасс (теплосетей) Серия 3.006.1-2.87
НаименованиеРазмеры
(ДхШхВ, мм)
Объем, м3Масса, тЦена за 1 ед. с НДС, руб.
Л4-82970х780х5300,360,94610
Л4д-8720х780х5300,090,231471
Л5-82970х780х6800,441,16297
Л5д-8720х780х6800,110,281785
Л6-82970х1160х5300,451,136455
Л6д-8720х1160х5300,110,281812
Л7-82970х1160х6800,531,356720
Л7д-8720х1160х6800,140,351964
Л8-82970х1160х10000,781,959473
Л8д-8720х1160х10000,20,52521
Л10-82970х1480х5500,661,658794
Л10д-8720х1480х5500,170,432430
Л11-82970х1480х7000,721,89705
Л11д-8720х1480х7000,180,452677
Л12-82970х1480х10100,962,411940
Л12д-8720х1480х10100,240,63576
Л13-82970х1480х13201,263,1516110
Л13д-8720х1480х13200,320,85012
Л14-82970х1840х5700,932,3314131
Л14д-8720х1840х5700,230,583980
Л15-82970х1840х7200,992,4815915
Л15д-8720х1840х7200,250,634996
Л16-82970х1840х10301,263,1517512
Л16д-8720х1840х10300,320,85276
Л19-82970х2160х7401,263,1518703
Л19д-8720х2160х7400,320,85808
Л20-52970х2160х10401,53,7518235
Л20д-5720х2160х10400,380,955327
Л23-82970х2460х7401,423,5521170
Л23д-8720х2460х7400,360,96283
Л24-82970х2460х10401,624,0523124
Л24д-8720х2460х10400,411,036951

Железобетонные сборные лотки теплотрасс изготавливаются по Серии 3.006.1-2 и относятся к лотковым элементам каналов и тоннелей. Бетон, используемый для производства данных изделий, может иметь марку от М200 до М450. Лотки теплотрасс маркируются буквой Л и двумя цифрами — порядковым номером и величиной вертикальной расчетной нагрузки. В маркировке может присутствовать буква д, означающая, что данный лоток доборный. Например для лотка Л4-8 добором будет служить лоток Л4д-8. Все доборы имеют длину 740мм. По указанной выше Серии длина цельных лотков теплосетей должна составлять 5970мм, но для удобства транспортировки и монтажа наш завод, как многие другие производители, делает лотки длиной 2970мм. Это разрешено стандартом, так как сохраняет серийную схему армирования лотков теплосетей. При таком исполнении возможно использование дробной маркировки в наименовании лотков, например Л6-8/2, что будет означать половину от номинальной длины серийного изделия. По предварительному согласованию с заказчиком возможен вариант изготовления лотка теплотрассы с закладными изделиями. Они часто требуются для крепления элементов коммуникаций внутри лотков теплосетей.

Лотки теплотрасс используются для прокладки не только различных трубопроводов, но и электрических кабелей. Данные изделия применяют как в обычных грунтовых условиях, так и на просадочных грунтах. Теплотрасса из данных лотков может быть смонтирована даже под автомобильными и железными дорогами. Возможна полуподземная прокладка. Обычно лотки теплотрассы используются вместе с плитами покрытия.

При отсутствии грунтовых вод для лотков теплотрассы делают песчаную подготовку толщиной не более ста миллиметров. В тех местах, где лотки примыкают к камерам, делают специальные деформационные швы и в дальнейшем заполняют их битумом. При прокладке паропроводов через каждые сто метров теплотрасса должна иметь монтажный выход. Для водяных сетей это расстояние составит уже двести метров, а для электрических — сто пятьдесят. Для защиты от коррозии предусматривается покрывать лотки теплотрасс слоем битума. Герметичная изоляция лотков важна еще и тем, что исключает утечку воздуха, который содержится в канале теплотрассы и обладает термоизолирующими свойствами. Таким образом снижаются возможные теплопотери.

Перед тем как приступать к строительству теплотрассы из лотковых элементов, необходимо произвести определенные подготовительные работы. Во-первых, требуется произвести расчистку полосы вдоль будущей теплотрассы. Во-вторых, при ведении земляных работ нужно будет гарантировать сохранность уже существующих коммуникаций, проходящих в данном месте под землей, либо производить их перенос. Также не стоит забывать и о водостоках, чтобы вода не застаивалась в траншеях. Временной интервал между рытьем траншеи и закладыванием в нее лотков теплотрасс не должен быть большим. Как правило эти виды работ идут параллельно друг другу. Извлеченный из траншеи грунт скапливается в виде отвала по обеим сторонам будущей теплотрассы. Если при рытье произошел перекоп, то производится подсыпка дна с последующим выравниванием песком. Дно траншеи тщательно трамбуется. Это необходимо делать для того, чтобы в дальнейшем избежать перекосов установленных лотков. В зимних условиях строительства монтировать лоток теплотрассы на замерзший грунт запрещается. Перед монтажом лотка требуется произвести отогрев данного участка.

В процессе монтажа теплотрассы из бетонных лотков стыки между ними тщательно заделываются. Параллельно со стыковкой лотков происходит наполнение теплотрассы трубопроводами различного назначения. После того, как коммуникации установлены внутри лотков, приступают к засыпке траншеи при помощи бульдозера. Каждый слой необходимо трамбовать. В зимний период времени грунт, которым производится засыпка, должен быть талым.

Ссылки на изделия, описанные в данном разделе:

Лотки теплотрасс: размеры ж/б- Размеры и таблица лотки теплотрассы +Видео

Когда происходит подземная укладка трубопроводов, строители зачастую сталкиваются с трудностями, ведь перед ними стоят непростые задачи: защита от излишних нагрузок; от почвенной коррозии, а так же тепловой изоляции, зависящей от температуры среды. Самый аффективный метод решения всех этих проблем — лотки теплотрасс. О них мы и расскажем подробнее в этой статье.

Лотки теплотрасс служат «вместителем» транспортирующих теплоносителей труб.

Общие сведения

Материал для таких лотков должен быть недорогим для выполнения, но при этом качественно выполнять все свои защитные функции. Для изготовления лотков используются наиболее экономичные составляющие — стальная арматура и бетон. Из-за того, что трубы, проводящие тепло, различаются между собой сечением в широких диапазонах, а в один канал вмещается большое количество трубопроводных линий: размеры лотков теплотрасс различаются обширными видами. Это необходимо, чтобы в дальнейшем монтаж проходил благополучно, а затраты при прокладке теплосетей значительно снизились.

Железобетонные лотки (ЖБЛ), за счет целого ряда своих типоразмеров, применимы не только в прямом своем назначении. ( Например: бытовое хозяйство, строительство, промышленность и др.)

Роли железобетонных лотков для теплотрасс таковы:

  1. Осуществляют предохранение водопроводных, газовых, а так же паропроводящих трубопроводов или кабелей от возможного физ. Давления грунта, помещенного над ними.
  2. Служат дополнительной тепловой защитой трубопровода. При этом заметно экономят финансовые средства, например: на подогреве воды или пара.

Благодаря тому, что подземный лоток сверху накрыт специальной крышкой, которая служит защитой, а кроме того, хорошо пропитывается гидроизоляцией с наружной поверхности — влага не проникает внутрь. Это и осуществляет предохранение внутренних инженерных коммуникаций от угрозы коррозии.

  1. Служит некой «преградой», которая не позволяет трубопроводу идти на контакт с почвой или какими-либо животными организмами. Этот фактор так же значительно увеличивает стойкость к коррозии трубопровода и, как следствие, продлевает срок службы.

Рассмотрим подробнее размеры лотков теплотрасс

Основной документ, который является регламентом размеров любых лотковых конструкций — является «Серия 3.006.1-2.87».

Там, так же, обозначена их маркировка, которая имеет свою определенную последовательность цифровых и буквенных символов, где:

«Л» — лоток. По этой же аналогии будет обозначение плиты, укрывающей сам лоток.

«Д» — обозначает доборные изделия. Символ принято ставить за первой идущей цифрой.

«Цифры от 1 до 38» — являются значениями порядковых номеров того или иного размера и конструкции.

«Число за дефисом» – M2 (квадратный метр), который значится равномерным давлением по вертикали всей площади. Рассчитан в КГС (килограмм-сила) или ТС (тонна-сила).

«а» — литера, которая идет сразу же после второй цифры. Является обозначением марки со стальными закладками.

При помощи лотковых деталей происходит монтаж подземных сооружений.

Они делятся на два подвида:

каналы — изделия, которые имеют чистую высоту меньше, чем 150 см

тоннели — свободные инженер- коммуникации, высота которых средне или значительно превышает 180 см

Маркировка каналов и туннелей по той же аналогии, что и лотки имеет буквенно-цифровое условное обозначение:

«КЛ» — лоточные каналы, которые накрываются сверху плитами

«КЛп» — каналы лотков, опирающиеся на плиты

«КЛс» — конструкция из нескольких железобетонных лотков, которые опираются то грани боковых стенок, расположенных друг напротив друга.

Лотки могут быть: прямоугольной или трапециевидной формы.

Основные размеры лотков:

Стандартная длина лотка для теплотрассы — 5970 мм. Этот типоразмер имеет маленькие ЖБИ первоначальных номеров. В зависимости от производителя длина может не превышать 2970 мм. Что касается крупногабаритной продукции, которая начинается с номеров Л25 (это значит, что масса таковой превышает пять тонн), чтобы было удобнее в дальнейшей транспортировке или монтаже, производится выпуск, размеры которого — 2970 мм.

Все доборные изделия, которые имеют индекс «д» имеют стандартную длину — 720 мм

Что касается ширины лотков, то тут диапазон колеблется в пределах: 420 мм — 4000 мм.

Градация таковых:

1480 mm (Л10 — Л13)

1840 mm (Л14 — Л18)

2160 mm (Л19 — Л22)

2460 mm (Л23 — Л26)

2780 mm (Л27 — Л30)

3380 mm (Л31 — Л34)

4000 mm (Л35 — Л38)

  • Высота стенок может увеличиваться, в зависимости от порядкового номера. Диапазон: 360 — 1700
  • Толщина стенок: 40 мм ( для Л1) — 100 mm (для Л38)
  • Ширина внутреннего канала: 300 — 3600 mm
  • Высота лотка изнутри: 300 — 1500 mm
  • Толщина дна: 60 — 200 mm
  • Масса лотков изменяется: 0,9 (т) для Л1, если объем бетона 0,34 м3 до 9,38 т , если объем материала — 3,75 м3 для Л38.
  • Плиты (типа КЛ и КЛп) выпускаю протяженность которых — по 2990 mm, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 mm длина плит составляет 740 mm.
  • Для доборных ЖБИ: по 720 mm, где протяженность всех перекрывающих плит будет — 740 mm.

Итоги

Широкое применение как в строительной, сельской или промышленной сфере, которое получили лотки теплотрасс имеет свои особенности. Однако, ценовой сегмент вполне реален и не превышает допустимых норм. Существенное многообразие типоразмеров, а так же доступность и простота монтажа, по доступной цене — все это позволяет расширить охват применения таких лотков вплоть до использования их в обиходе.

Читайте также:  Использование камыша в качестве кровельного материала: преимущества материала

Виды и характеристики лотков из железобетона

Чтобы защитить проложенные коммуникации от механических повреждений, коррозии, их помещают в специальные железобетонные лотки. В зависимости от предназначения существует несколько разновидностей железобетонных лотков:

  • водоотводные;
  • кабельные;
  • для теплотрасс;
  • дренажные.

Водоотводные шлюзы

Их применяют при прокладывании канализации, дренажных, коллекторных линий, для установки разных сегментов гидротехнических конструкций. Лотки железобетонные освобождают дороги от воды во время дождливой погоды.

Разновидности

Такого рода железобетонная конструкция может быть разных форм и размеров. По формам железобетонные лотки встречаются:

Размеры изделий зависят от марки производителя. К примеру, фирма ЭРБА производит продукцию таких размеров: 0,72–6/0,4–1,84/0,38–1,32 – длина/ширина/высота, измеряющиеся в метрах. Кроме того, водоотводный лоток встречается монолитный либо сборный. По предназначению шлюзы из железобетона разделяют на:

  • Прикромочные. Защищают дороги от вымывания водосточными водами. Монтируются на границе дороги и тротуара.
  • Телескопические. Используются зачастую в гористой местности. Формой походят на усеченный конус, благодаря чему сборный процесс изделия проходит бес сложностей.
  • Линейные. Имеют самый разнообразный сортамент, зачастую выпускаются в п-образном виде.

Трапециевидные водоотводные шлюзы.

По технологии производства железобетонные желобы встречаются:

  • Изготовленные посредством вибролитья – подразумевает под собой «утряску» залитого в форму раствора на вибростоле. При этом смесь ложится неровно – больше с внешнего края. Стоимость таких лотков маленькая, а вот качество довольно сомнительное. Данный метод считается очень старым и нецелесообразным.
  • Вибропресованные. Этот способ более современный и надежный. При нем используют высококачественный раствор, который помимо вибрирования прессуется под высоким давлением. В таких лотках качество безупречное.

Вернуться к оглавлению

Преимущественные качества и характеристики

  1. Никакой материал подобного предназначения по крепости, долговечности не способен конкурировать с железобетонными лотками.
  2. Практика показывает, что железобетонный желоб способен исправно прослужить 70 лет, за счет чего сей материал считается довольно экономичным.
  3. Крепость железобетонного лотка заслуживает всяких похвал, ведь он способен выдержать нагрузки колоссальной величины. Поэтому для прокладывания различных коммуникационных систем в районе дорожных участков, где постоянно присутствуют автомобильные потоки, следует использовать именно железобетонные желобы.
  4. Данные конструкции могут выстоять при значительных перепадах температур. Максимальные показатели термометра для желобов — 350 градусов, минимальные — -40.
  5. Благодаря своей массивности, тяжеловесности лотки после установки трудно сдвинуть с места. Поэтому им не страшны наводнения, сильные ливни, выход подземных вод.
  6. Железобетонная смесь устойчива к коррозиям, что имеет огромное значение для желобов водоотводящего характера.
  7. Данный материал является экологически чистым и безопасным.

Железобетонным лоткам присущи некоторые недостатки:

  1. Подобные конструкции много весят, из-за чего усложняется и требует некоторых затрат их доставка к месту назначения.
  2. Чтобы установить водоотводную линию из железобетона, потребуется помощь профессионалов. Простому человеку без опыта в одиночку этого достичь не удастся.
  3. Большой вес железобетонных желобов нуждается в основательном креплении. Поэтому для подобных сооружений возводится фундамент.
  4. Эстетически шлюзы из железобетонной смеси не особо привлекательные. Устранить сей недостаток можно посредством декоративных решетчатых крышек.

Вернуться к оглавлению

Кабельные лотки

Предназначение подобного типа лотков обуславливается поддержкой, а также защитой подземных и наземных электрокоммуникаций от разных негативных воздействий, способных повредить систему. Внутри этих желобов размещают кабеля, мощность которых варьируется от 35 до 500 кВ.

Кабельные желобы имеют форму скобы со стенками разной высоты. Высота стенок конструкции влияет на вид используемой кабельной линии. Здесь подразумеваются проходные и непроходные каналы. Для непроходных линий изготавливаются желобы с квадратными просветами. Через них осуществляется осмотр кабелей на наличие повреждений. Кроме того, выпускаются специальные защитные лотки под открытую электролинию.

Характеристики

  • Для производства кабельных лотков используется бетонная смесь марки В15, В20, В25, которая обеспечивает изделию повышенную прочность.
  • В качестве арматурного остова используется сварная клетка из стальных прутьев 6-10 мм шириной либо металлической проволоки диаметром 4 мм.
  • При изготовке желобов для кабелей желательно добиться однородности применяемого раствора. Готовая продукция должна быть без воздушных пробок.

Вернуться к оглавлению

Достоинства кабельных лотков

К положительным характеристикам изделий подобного типа относят:

  • хорошее вентилирование кабельной линии;
  • легкий доступ к кабелям;
  • повышенный срок службы, уровень крепости, устойчивости к различным негативным факторам;
  • широкий сортамент продукции, разрешающий выбрать то изделие, которое больше всего подходит;
  • возможность протягивать незащищенные провода, кабеля;
  • широкая ценовая политика, позволяющая приобретать нужную продукцию покупателям с разными доходами.

Вернуться к оглавлению

Область применения

Кабельные желобы монтируются в следующих местах:

  • сухие грунты;
  • зыбкая, сыпучая почва;
  • земли с верховодкой;
  • сейсмически активные районы;
  • промышленные сооружения;
  • производственные цеха.

Вернуться к оглавлению

Шлюзы для теплотрасс

Их предназначение – защищать трубопровод с горячей водой от воздействия грунтовых и талых потоков, осадков, химических веществ, впитываемых грунтом. У данного типа лотков самый высокий показатель крепости и стойкости к разрушительным силам окружающей среды.

Разновидности

Данный тип лотков разделяют на подвиды в зависимости от методики монтажа. Среди них выделяют:

  • желобные линии, накрытые сверху крышками;
  • каналы, в которых лотки как бы перевернуты вверх ногами – за основу идут крышки, на которых стоят лотки;
  • системы из желобов, лежащих друг на друге, скрепленных швеллерами. Для подобных трасс шлюзы изготавливают таких размеров, чтобы туда смог войти и легко передвигаться рослый человек.

Вернуться к оглавлению

Положительные характеристики желобов для теплотрасс

К таким качествам данных изделий относят:

  • легкий, беспроблемный монтаж, позволяющий значительно укоротить продолжительность выполняемых работ по прокладыванию труб;
  • крепость, а также долговечность, гарантирующие надежную оборону теплотрассы от разрушающих природных явлений на долгие годы;
  • простота сооружения, предоставляющая возможность без труда, за очень короткое время добраться до места деформации теплотрассы;
  • многогранность, позволяющая применять такие шлюзы под любые коммуникации;
  • щадящая ценовая политика, дающая возможность сэкономить как на покупке изделия, так и на его установке.

Вернуться к оглавлению

Изготовление и использование

Лотки для теплотрасс подходят как для обычной почвы, так и для «сложных» местностей с высоким уровнем подземных потоков, просадочными землями, сейсмической активностью около 9 баллов.

Обычно сверху тепломагистральных лотков кладутся крышки. Эти крышки отлично герметизируют теплотрассу, обороняют от грунтового давления, а также других явлений окружающей среды с негативным воздействием. Производятся желобы посредством вибролитья из тяжелых смесей. Чтобы придать изделию большей прочности, внутрь закладывается стальная арматурная основа.

Если установленная конструкция будет постоянно находиться под воздействием агрессивной среды, фасад изделия следует предварительно покрыть специальным защитным раствором.

Перед установкой лотка внутрь рва накладывается песок. Такая подушка обеспечит прочную связь железобетонной конструкции с землей. Места соединения желобов и крышек, а также просветы, используемые при перевозке и установке, уплотняются резиновыми заглушками, затем закладываются бетоном, дабы добиться монолитности конструкции.

В каких случаях используются?

Шлюзы для тепломагистрали применяются при:

  • прокладывании тепловых систем;
  • сооружении сточных канав;
  • установке дренажных линий;
  • герметичном прокладывании трубопроводов, а также других коммуникационных систем;
  • возведении гидротехнических, очистительных сооружений.

Вернуться к оглавлению

Дренажные лотки

Применяются при прокладывании водоотводов и иных коммуникационных систем.

Разновидности

Такого рода конструкции бывают нескольких разновидностей. В зависимости от типа нагрузки:

Подобные желобы применяются для отвода дождевых либо талых потоков как в жилом секторе, так и в промышленных зонах, дабы оградить постройки от затопления, сохранить целостность фундамента. Во время прокладывания железной дороги применяются такие виды дренажных лотков:

Подобные изделия отличаются от других наличием специальных дырочек по бокам желобов. Именно через них вода попадает внутрь лотка, благополучно отводясь от железнодорожных путей.

Плюсы дренажных желобов

К положительным качествам данных конструкций относят:

  • долговечность: конструкции могут прослужить более 50 лет;
  • стойкость к повышенным нагрузкам, разрушениям;
  • выдержка сильных скачков температуры;
  • экологичность;
  • выносливость в плане коррозийных процессов.

Бетонные лотки для теплотрасс и их применение

При обустройстве и проведения магистралей теплотрасс трубы с горячей водой укладываются в специализированные защитные железобетонные лотки.

Что такое лотки для теплотрасс и для чего применяются

Независимо от типа укладки системы трубопровода теплоносителей и её элементов относительно поверхности земли, они должны быть обеспечены надёжной влагозащитой и морозоустойчивостью.

Для изготовления лотков теплотрасс серия применяются только тяжёлые бетоны, с нормативной прочностью и стойкостью при застывании к механическим воздействиям, а также надёжной морозоустойчивостью.

Для прокладки трубопроводов в лотки теплотрасс, размеры и качественные характеристики материала изготовления имеют решающее значение.

Виды лотков и их размеры

Процесс изготовления регламентирован основными документами лотков теплотрассы серии:

  • 3,006,1-2/82 – лотки ЛК
  • 3,006,1-8 – лотки Л

Определённые навыки позволяют жби лотки теплотрасс приспособить для создания «проходного канала», пригодного для передвижения человека с целью замены труб для производства ремонтных работ без раскапывания грунта и снятия крышки.

Необходимо строгое соблюдение основных требований монтажа каналов для теплотрассы. Основное из них – это соответствие размеров с трубами, так как они должны располагаться свободно внутри короба из лотков, особенно если нужна дополнительная теплоизоляция.

Монтаж лотков теплотрассы требует наличия спецтехники в связи с большим весом секций.

Начинается он с выкапывания траншеи оптимальных размеров, затем с помощью специальных строп производится укладка лотков теплотрассы в нужное место.

Стандартные размеры железобетонных лотков теплотрасс прямоугольной или трапециевидной формы:

  • длина желоба от 720 до 2970 мм и более;
  • ширина от 570 до 2460 мм;
  • высота от 530 до 740 мм;
  • толщина стенок от 40 до 80 мм;
  • ширина канала внутри от 450 до 2180 мм;
  • высота канала по внутренней поверхности от 300 до 1200 мм;
  • вес лотка от 100 до 3000 кг.

Армирование бетонных лотков для придания высокой прочности производится созданием каркасом из высокопрочной стали класса А-I, A-III, Bp-I.

Марки бетонных лотков, которые располагают в земле, обозначаются ЛРГ, а применяющиеся под сваи либо опоры – аббревиатурой ЛР.

Для чего нужна гидроизоляция лотков

Если каналы проводятся вне грунтовых вод, то производится обмазочная изоляция и оклеечная гидроизоляция перекрытий железобетонных лотков.

В случае прокладки коммуникаций в близком соседстве с грунтовыми водами, необходимо произвести попутный дренаж. Если это невозможно, применяется оклеечная гидроизоляция 0,5 м выше уровня грунтовых вод.

Различаются три вида гидроизоляции в зависимости от способа:

  • противонапорная гидроизоляция – на наружной стороне лотка;
  • безнапорная гидроизоляция для противодействия сезонных вод и просачивающейся влаге;
  • противокапиллярная гидроизоляция для препятствия проникновению влаги в результате её капиллярного подъёма.

Гидроизоляционные работы должны быть выполнены безупречно, так как подземное сооружение располагается под множеством элементов покрытий, грунтов, инженерных конструкций, осложняющих осмотр и ремонт.

Какими материалами производится гидроизоляция

Гидроизоляция лотков теплотрассы, технология которой, в зависимости от назначения, местоположения и условий эксплуатации, производится из следующих материалов:

  • битумных, полимерных или композитных рулонных или листовых фактур производится оклеечная гидроизоляция;
  • обмазочная гидроизоляция производится нанесением мастики несколькими толстыми слоями;
  • штукатурная производится при помощи обмазочных материалов меньшей подвижности, изготовленных на основе пневмобетонов, полимербетонов, торкретрастворов, асфальтовых растворов и мастик и др.;
  • окрасочная гидроизоляция наносится на внешнюю часть лотков пастообразных и жидких пенообразующих материалов;
  • глиняная гидроизоляция при помощи нанесения жирной глины на стыки конструкции. Прослойка закупоривает бетонные лотки, придавая ему почти непроницаемость;
  • жёсткая листовая гидроизоляция состоит в жёстком монтаже полимерных листов к лоткам и плитам перекрытия при помощи анкеров, шурупов, дюбелей, клея либо сварки.

Вне зависимости от вида и материалов гидроизоляции необходимо произвести тщательную подготовку обрабатываемых поверхностей и окружающей среды от излишней влаги и мусора.

Технология гидроизоляции лотков

Необходимо снизить уровень воды в канале перед обустройством гидроизоляции при помощи водоотлива или дренажных водоотводов. В случае производства работ в оплывающем грунте или глубокого котлована будет необходимо установить шпунтовые ограждения.

Для защиты открытого котлована от затопления ливневыми водами нужно обустроить канавы с колодцами для сбора воды вокруг бетонных лотков.

Затем выполняется подготовка изолируемых поверхностей и их последующая обработка:

  • неровности выровнять, а стыки заделать штукатурным раствором;
  • поверхность очистить от пыли и мусора;
  • если производится обработка горячими мастиками, обсушить поверхность. И увлажнить при обработке штукатуркой.

При правильной обработке и монтаже конструкций, технологии укладки лотков теплотрассы с соблюдением строительных норм и условий эксплуатации, лотки для теплотрассы прослужат нормативное время, создавая коммуникациям комфортные условия.

Добавить комментарий