Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе на автогидроподъемнике

Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе на автогидроподъемнике

5. Типовые инструкции по охране труда для работников
строительных профессий, включая:

5.17. Машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ Р О-017-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, а также нормативных документов Госгортехнадзора России и предназначена для машинистов автовышек и автогидроподъемников (далее – машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

5.17.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.17.2. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом организации владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.

5.17.3. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;

возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;

движущиеся машины и их рабочие органы;

опрокидывание машин, падение их частей.

5.17.4. Для защиты от механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные, выдаваемые дополнительно, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.17.5. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.17.6. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.17.7. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.17.8. До начала работы машинист обязан:

а) надеть спецодежду и спецобувь;

б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;

в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;

г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

5.17.9. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:

а) перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:

осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;

проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;

осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;

проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;

проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);

провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника;

б) по прибытии на объект машинист обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;

в) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

5.17.10. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

а) проверить работу тормозов и сцепления;

б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;

в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;

г) привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

5.17.11. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;

б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствие их характеру выполняемых работ;

в) несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;

г) наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;

д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это бетонщики обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.

Требования безопасности во время работы

5.17.12. Перед началом работы машинист должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

5.17.13. Перед началом движения подъемником машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

5.17.14. В процессе работы машинист должен:

а) следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;

б) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);

в) следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

5.17.15. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

а) убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;

б) затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;

б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;

в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;

г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

5.17.16. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.

Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.

5.17.17. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;

б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;

в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

5.17.18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

5.17.19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице.

Таблица. Расстояние приближения от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки

Расстояние по горизонтали oт основания откоса выемки до ближайшей опоры автовышки, м, при грунте

Инструкция по охране труда для работающих в люльках гидроподъемника

по охране труда для работающих в люльках гидроподъемника

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.К работе в люльках гидроподъёмника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для работы на высоте, прошедшие специальную подготовку и прошедшие проверку знаний по безопасному производству работ в люльке, прошедшие целевой инструктаж.

1.2. Подъем рабочих в люльках допускается только в присутствии и под наблюдением водителя-машиниста.

1.3. В каждой люльке гидроподъемника может находиться только по одному человеку и суммарная нагрузка не должна и превышать 250 кг.

1.4. Никакие дополнительные нагрузки на мачту не допускаются.

1.5. При производстве работ рабочие должны стоять на полу люлек, сидеть и стоять на бортах люлек запрещается

1.6. Во время работы гидроподъемника запрещается нахождение людей в зоне действия его мачты.

1.7. Все работы вблизи линий электропередачи производят только с разрешения органов Энергонадзора и при наличии наряда-допуска.

1.8. Производить работы на гидроподъемнике в ночное время разрешается только при достаточном освещении рабочей зоны.

1.9. Перед началом работы водитель обязан проверить все рабочие движения гидроподъемника до крайних положений.

Проверку производят без рабочих в люльках при управлении с нижнего пульта. Подъем рабочих в люльках и использование верхнего пульта управления разрешается только после указанной выше проверки.

1.10. Подъем, остановку и опускание люлек шофер-машинист обязан производить по сигналу наблюдающего или работающего. При наличии у подъёмника двух пультов управления должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность управления подъёмником одновременно с двух пультов. Пульты управления подъёмника должны иметь устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя.

1.11. При ручном управлении рукоятки (кнопки) применяемые в пультах управления, должны иметь устройства для самовозврата в нулевое положение. Удерживание их во включенном положении должно быть возможным только при непрерывном нажатие на рукоятку (кнопку) пульта управления.

1.12. В люльках гидроподъёмника рабочие обязательно должны закрепляться предохранительными поясами к ее перилам. Допускается подъем инструмента и материалов массой не более 10 кг.

Подъем людей одновременно с грузом запрещается.

1.13. При работе люльки гидроподъёмника не должны касаться проводов или металлических и железобетонных опор.

1.14. Запрещается привязывать к люлькам полиспасты, блоки, провода, тросы и т. д. при натяжке проводов, спуск и подъем инструмента и других предметов разрешается только при помощи веревки, один конец которой должен в этом случае находиться у лица, работающего в люльке, а другой у стоящего на земле.

1.15. Категорически запрещается:

– работать на высоте при скорости ветра более 10 м/с;

– производить работы во время грозы, сильном дожде, снегопаде или тумане;

– находиться во время работы гидроподъёмника в зоне возможного падения инструмента или груза из люлек.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Получить задание на выполнение работ и получить инструктаж по безопасному производству работ.

2.2. Одеть и тщательно заправить спецодежду, не допуская свисания концов и стеснения при движении.

2.3. Произвести осмотр средств индивидуальной защиты, инструмента и приспособлений, предусмотреть, чтобы инструмент во время работы не выпадал из люлек (закрепить тесьмой к рукаву или другому месту спецодежды).

2.4. Запрещается производство работ при отсутствии ответственного лица за производство работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Посадки в люльки и высадка из них производится с земли. При этом люльки должны быть поданы в положении “посадка”.

3.2. Перед посадкой убедиться в том, что люльки очищены от снега, льда, грязи и т. п..

3.3. Посадку производить через ограждение люлек.

3.4. С целью обеспечения полной безопасности работ рабочие в люльках обязаны пристегнуться к ней предохранительными поясами и надеть защитные каски.

3.5.В каждой люльке может находиться только по одному человеку и суммарная нагрузка вместе с инструментом, материалами не должна превышать 250 кг.

Запрещается использовать люльки подъёмника для подтаскивания грузов, растягивания проводов и других работ создающих дополнительную нагрузку на мачту.

3.6. Инструмент должен находить в специальной сумке (ящике). Мелкоштучные грузы в люльках поднимать только в специальной таре, исключающей их выпадение.

3.7. При подъёме люлек и работе в ней запрещается садить и вставать на ограждение люлек, использовать подставки для увеличения высоты подъёмника, перевешиваться за борта.

3.8.Во избежание аварий и несчастных случаев, при работе на гидроподъёмнике рабочий, управляющий с пульта в люльке, обязан следить за верхними препятствиями (провода, труда, арка и т. п.)

3.9. При производстве работ должна быть зрительная связь между находящимся в люльке членом бригады и машинистом. При отсутствии такой связи должен присутствовать третий член бригады, передающий команды. При невозможности поддержки связи голосом должны использоваться звуковые сигналы или средства дистанционной связи.

3.10. Водитель-машинист гидроподъемника должен следить, чтобы в зоне работы не находились посторонние люди (под стрелой, между подъёмником и стеной и т. п.).

– перемещение гидроподъёмника с людьми или грузом в люльках;

– курение в люльках и пользование открытым огнем;

– работать неисправным инструментом;

– работа в зоне ЛЭП без наряда допуска;

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.При возникновении аварийных ситуаций немедленно прекратить работу, опустить люльку в положение “посадка”, покинуть люльку и сообщить ответственному за производство работ.

4.2. При получении травмы (ушиб, порез, кровотечение, поражение электрическим током и др.) необходимо прежде всего освободить пострадавшего от травмирующего фактора (отключить оборудование, отключить электропитание и др.) и оказать ему первую доврачебную помощь.

4.3. Первая доврачебная помощь должна оказываться пострадавшему немедленно и, по возможности, непосредственно на месте происшествия. В случае необходимости вызвать Скорую помощь, доставить или организовать транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение.

4.4. Место несчастного случая следует сохранить без изменения для расследования комиссией предприятия обстоятельств и причин несчастного случая.

4.5. Обо всем происшедшем сообщить своему непосредственному начальнику или ответственному руководителю работ.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ

5.1. Произвести высадку людей из люлек в положении “посадка”, отсоединить предохранительный пояс, снять каску и покинуть люльки через ограждение.

5.2. Убрать из люлек все предметы, очистить от грязи и мусора.

5.3. Сообщить ответственному за производство работ о всех замеченных нарушениях и неисправностях.

Инженер по охране труда:________________________________________________________

Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе на автогидроподъемнике

Настоящая инструкция по охране труда для машиниста автовышки и автогидроподъемника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

Читайте также:  Расчет мощности солнечной электростанции для дома: особенности и конструкция

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии машинист автовышки и автогидроподъемника допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний, аттестованный комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Машинист должен знать, что автовышка и автогидроподъемник предназначены для перемещения людей с инструментом и материалами проведения работ в пределах зоны обслуживания.
1.3. Машинист автовышки и автогидроподъемника (далее – машинист автовышки) должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Машинист автовышки, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения машинистом требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Машинист автовышки, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— руководство по эксплуатации автовышки и автогидроподъемника;
— устройство автовышки, назначение ее механизмов и приборов безопасности;
— безопасные методы труда, правила безопасности при работе на автовышке;
— порядок и сроки проведения технического освидетельствования автовышки;
— установленный порядок обмена сигналами с рабочими люльки;
— объем и порядок проведения технического обслуживания автовышки;
— инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией автовышки;
— инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии;
— правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности;
— правила пользования первичными средствами пожаротушения;
— способы оказания первой помощи при несчастных случаях;
— правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.7. Машинист автовышки обязан уметь:
— правильно устанавливать автовышку для работы и управлять ей во время работы;
— выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонт автовышки;
— оказывать первую помощь при несчастном случае, пользоваться медицинской аптечкой.
1.6. Перед началом самостоятельной работы машинист автовышки должен пройти стажировку под руководством опытного машиниста для приобретения практических навыков управления автовышкой.
Машинист, показавший неудовлетворительные навыки управления автовышкой, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Машинист автовышки, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Машинисту автовышки запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Во время работы на машиниста автовышки могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— падающие предметы с высоты, на которую поднята люлька;
— потеря устойчивости автовышки с поднятой люлькой (например, вследствие высокого расположения центра тяжести);
— высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении автовышкой;
— движущиеся машины и механизмы;
— движущийся автотранспорт;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— неблагоприятные погодные, а также микроклиматические условия в кабине автовышки;
— недостаточная освещенность проезжей части;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей, узлов автовышки, инструментов.
1.10. Машинист автовышки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.11. Машинисту следует помнить о том, что автовышка представляет повышенную опасность и особое внимание следует уделять тому, чтобы рабочие люльки применяли устройства, предохраняющие их от падения с высоты.
1.12. В случае заболевания, плохого самочувствия машинист автовышки обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист автовышки должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.14. Машинист автовышки должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. Машинист автовышки должен соблюдать правила личной гигиены: перед приёмом пищи и после окончания работы мыть руки тёплой водой с мылом. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.16. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.17. Машинист автовышки, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист автовышки должен пройти медицинский осмотр; машинист, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.
2.2. Машинист автовышки, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен приступать к работе на автовышке, так как это может привести к несчастному случаю.
2.3. Прежде чем приступить к работе, машинист автовышки обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей автовышки; для этого машинист должен выполнить следующие операции:
— осмотреть механизмы и тормоза автовышки, их крепление, а также ходовую часть;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
— проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
— осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке;
— проверить исправность опор (аутригеров), выключателя подвесок и стабилизатора;
— проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;
— проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на автовышке (концевых выключателей, ограничителя предельного груза, указателя наклона подъемника, звукового сигнала и др.);
— убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале ответственными и инспектирующими лицам.
2.4. Машинисту автовышки не следует приступать к работе на непроверенной или неисправной автовышке.
2.5. Машинист автовышки не должен приступать к работе на автовышке в следующих случаях:
— при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях автовышки;
— при неисправности следящей системы люльки;
— при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
— при неисправности канатно-блочной системы, телескопа, тормозов механизма подъема колен;
— при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
— при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;
— при неисправности ограничителя грузоподъемности механизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройств безопасности;
— при неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнального прибора) или его отсутствии, а также, если неисправны концевые выключатели механизма вылета;
— при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии.
2.6. Машинист автовышки должен знать о том, что для обеспечения безопасной работы автовышка должна периодически подвергаться техническому освидетельствованию, которое состоит из осмотра, проверки работоспособности систем, статического и динамического испытаний.
2.7. Работать на автовышке с просроченной датой технического освидетельствования не разрешается.
2.8. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы на автовышке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.2. Прежде чем осуществлять какое-либо движение автовышкой, машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы автовышки нет посторонних людей, а рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.
3.3. Машинист автовышки должен постоянно контролировать работу рабочих люльки и стропальщика.
3.4. Запрещается переезд автовышки с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими.
3.5. Перед началом движения машинист автовышки должен подать предупредительный сигнал.
3.6. Передвижение автовышки под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле (транспортное положение).
3.7. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность автовышки.
3.8. Машинист автовышки обязан устанавливать автовышку на опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки.
3.9. Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается.
3.10. Запрещается нахождение машиниста автовышки в кабине при установке автовышки на опоры, а также при подъеме опор.
3.11. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи допускается только с разрешения руководителя работ при соблюдении расстояний от основания откоса до ближайшей опоры.
3.12. Установка автовышки для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
— соответствие устанавливаемой автовышки условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
— обеспечение безопасного расстояния от линии электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения автовышки к строениям и местам складирования строительных конструкций и материалов;
— условия установки и работы автовышки вблизи откосов котлованов или траншей;
— условия безопасной работы несколькими автовышками на одной площадке;
— мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлена автовышка (ограждение строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.).
3.13. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист автовышки должен руководствоваться следующими правилами:
— работать автовышкой следует только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра стрелой автовышки;
— обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии с установленной знаковой сигнализацией;
— знак «Стоп» машинист автовышки обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
— при работе грузовой лебедкой, если автовышка оборудована ею, масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки;
— при перемещении автовышкой груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей в зоне работ;
— при работе автовышки машинисту автовышки запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями автовышки;
— если автовышка оборудована лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается.
3.14. Устанавливать автовышку и производить работу с рабочими, находящимися в люльке на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист автовышки может только при наличии наряда-допуска.
3.15. При работе автовышки расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.
3.16. При подъеме рабочих в люльке или грузов машинисту автовышки запрещается:
— допускать для работы в люльке рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;
— производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз;
— передавать управление автовышкой лицам, не имеющим права на управление автовышкой.
3.17. При техническом обслуживании и ремонте автовышки следует пользоваться только исправным и предназначенным для этой цели инструментом.
3.18. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками, не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
3.19. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.
3.20. Для предупреждения использования автовышки посторонними лицами не по назначению машинист не должен оставлять ее с открытой кабиной без надзора даже на короткое время.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Машинист автовышки обязан опустить люльку с людьми или груз и прекратить работу автовышки в следующих случаях:
— при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данной автовышки и указанную в его паспорте;
— при недостаточной освещенности места работы автовышки, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз;
— при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте автовышки;
— при закручивании канатов лебедки, если автовышка оборудована лебедкой.
4.2. Если во время работы автовышки произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность об этом инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии.
4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.5. На случай возникновения пожара, автовышка должна быть укомплектована огнетушителем в соответствии с установленными нормами, а машинист должен уметь им пользоваться.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист автовышки обязан:
— высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
— установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры;
— установить люльку и крюк, если автовышка им оборудована, в положение, определенным руководством по эксплуатации;
— поставить автовышку в предназначенное для стоянки место, затормозить автовышку.
5.2. По окончании работы машинист автовышки обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от автовышки в установленном на предприятии порядке.
5.3. Снять спецодежду и убрать в специально отведенное место.
5.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работе автовышки машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание автовышки в исправном состоянии или непосредственному руководителю.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

Читайте также:  В Украине растет интерес к ипотечному кредитованию — НБУ

Какие документы и разрешения нужны для работы на автовышке?

Строительные и производственные компании, другие представители малого бизнеса зачастую нуждаются в определенных видах работ. Одним из таких видов оказания специализированных услуг является работа на автовышке. Многие монтажные или строительные процессы просто никак не могут обходиться без применения подъемной техники, особенно, если дело касается большой высоты.

Особенности работы на автовышке

Работа на автовышке – весьма важный процесс, который включает в себя массу функций. С помощью устройства на определенную высоту можно поднять, к примеру, строителя с набором инструмента или же строительные материалы. Если строительная конструкция достаточно сложная, порой на этапе строительства без подъемной техники к труднодоступному месту невозможно доставить материал.

Темпы развития строительной отрасли в последнее время неукоснительно возрастают. Вместе с ними растет и потребность в специализированной технике. Этим и объясняется рентабельность и востребованность такой профессии, как работа на автовышке.

С помощью специализированной техники решаются не только строительные задачи по остеклению или обустройству фасадов. Часто работа на автовышке необходима в городской среде. К примеру, без спецтехники трудно представить проведение операций по установке фонарей или кондиционеров, вывеске натяжной панорамной рекламы на большой высоте.

Опытный машинист автовышки не понаслышке знаком с такими работами, как реставрация (строительство, ремонт) фасадов разнообразных конструкций и домов. Обслуживание кондиционеров в многоэтажных домах – также знакомый вид услуги, требующий применения спецтехники. Без грузоподъемных устройств в многоэтажках не остеклить порой балкон и не установить отливов. Кроме того, автогидроподъемник используется при чистке дымоходов, проведении ремонтных операций с кровлей, мойке окон и утеплении фасадов.

Требования к кандидатам на должность машинист автовышки

Правила техники безопасности, как уже говорилось, играют в каждой из профессий очень важную роль. Так, машинист автогидроподъемника должен быть не моложе восемнадцати лет, прошедший соответственную подготовку. При устройстве в какую-либо организацию, он должен предоставить удостоверение водителя на данный тип технического устройства. Перед проведением самостоятельных процессов, оператор проходит медицинское обследование, которое определяет его пригодность по отношению здоровья и одобряет допуск к работе. Еще кандидат на должность обязан быть обучен безопасным способам и приемам проведения рабочих процессов, а также ознакомлен с инструктажем по охране труда и непосредственно на месте простажирован.

Когда объявляется вакансия, заявки подает огромное количество претендентов. В отделе кадров организации все кандидатуры тщательно изучаются перед тем, как отдать предпочтение какой-то определенной. Для должности водитель автовышки важны такие факторы, как общий водительский стаж, опыт работы на автогидроподъемнике. Как правило, выбирается кандидатура, имеющая солидный стаж как водитель и желательный стаж на подъемнике от пяти лет. В этом случае, чем больше опыта, тем лучше. Исключение составляют люди пенсионного возраста, которых брать на должность многие организации попросту не хотят.

Машинист автовышки и автогидроподъемника может сам выбирать себе подходящие условия среди представленных на рынке труда условий. Здесь играет роль размер оклада, график, стаж по профессии, расположение объектов работы. Вахтовый метод часто предлагается в различных по времени заездок вариантах. Сроки одних вахт могут исчисляться в неделях, других – в месяцах.

Нужен ли наряд-допуск при работах в люльке?

В соответствии с пунктом 21 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н (с изменениями на 17 июня 2015 года), работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, с обязательным включением в него помимо работ, указанных в пункте 11 Правил, работ на нестационарных рабочих местах.

Если в процессе выполнения работ в люльке автовышки происходит изменение высоты расположения рабочей зоны (нестационарное рабочее место), то в данном случае оформление наряд-допуска обязательно в независимости от группы допуска работ на высоте.

В случае стационарного характера работ в люльке автовышки, выдача наряд допуска регулируется пунктом 115 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом от 12 ноября 2013 года N 533 (с изменениями на 12 апреля 2016 года). В данном случае установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Таким образом, для определения необходимости оформления наряд-допуска необходимо организовать предварительный анализ рабочего места.

Инструкция по охране труда при работе с люльки вышки

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих корзины (люльки) находящихся на подъемнике, устанавливает требования по безопасному проведению работ для рабочих люльки подъемников и разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников, проектов производства работ и технологических карт.

1.2. К самостоятельной работе в корзине подъемника, автомобильной вышки допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения работ из корзины подъемника, автомобильной вышки допускаются лица, имеющие удостоверение на право работы в корзине автовышки, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

Допуск к самостоятельной работе должен оформляться приказом по предприятию.

1.2. Рабочий корзины автовышки должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации автомобильного крана, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г.

Повторная проверка знаний рабочих корзины автовышек производится квалификационной комиссией предприятия:

  • периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
  • при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
  • по требованию лица ответственного по надзору за кранами на предприятии или инспектора Госгортехнадзора.

1.3. Рабочий люльки автовышки обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автовышки;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
  • установленный порядок производства работ автовышки вблизи ЛЭП;
  • приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение;
  • ИТР по надзору, ответственных за содержание автовышки в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ автовышками.
  • иметь на машине медицинскую аптечку, оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
  • выполнять только порученную работу;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.4. Рабочие люльки автовышки должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5. При обнаружении неисправностей корзины автовышки, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автовышку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автовышке.

1.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:

  • остановить автовышку, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
  • приступить к тушению имеющимися первоначальными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни – покинуть автовышку.

1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочие корзины автовышки несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.9. В соответствии с “Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты” рабочие корзины автовышки должны быть обеспечены полукомбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными (срок носки 3 месяца); зимой дополнительно курткой на утепляющей прокладке, брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке, валенки.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автовышки;
  • работа на высоте;.
  • столкновение с другим транспортным средством, механизмом или наезд на людей;
  • падение грузов при подъемно-разгрузочных работах и их транспортировке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор, а также каску, предохранительный пояс, очки.

2.2. Внешним осмотром совместно с машинистом автовышки убедиться в исправности корзины, металлоконструкций и других частей автовышки, а так же в надежности грунта на месте предстоящей работы автовышки.

  • осмотреть механизмы автовышки, их крепление и тормоза;
  • проверить исправность ограждений;
  • проверить смазку механизмов;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции, состояние люльки и ее исправность.

2.3. После осмотра автовышки перед ее пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан проверить все механизмы на холостом ходу и исправность действий: механизмов автовышки электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, тормозов и гидросистемы.

2.4. При обнаружении во время осмотра и проверки автовышки неисправностей и недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и при невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе должен сообщить об этом лицу, ответственному за исправное состояние автовышки.

2.5. Перед началом работы машинист автовышки и рабочие корзины обязаны убедиться в достаточной освещенности рабочего места;

  • проверить состояние площадки;
  • убедиться, что на месте производства работ отсутствует ЛЭП или она находиться на расстоянии более 30 м;
  • получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м.

2.6. Перед входом в люльку рабочий люльки должен убедиться в следующем:

  • подъемник правильно установлен на площадке и на все опоры;
  • в зоне работы подъемника нет посторонних людей;
  • расстояние от крайних опор соответствует значениям, указанным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации вышек;
  • при установке подъемника в зоне электропередачи люльки подъемника не касается проводов линии электропередачи;
  • при установке подъемника около здания расстояние между ними и поворотной платформой составляет не менее 1 м.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы механизмов автовышки рабочий люльки обязан:

  • входить и выходить из люльки только через посадочные площадки, при полной остановке подъемника в положении “Посадка”, при работе подъемника вход в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью;
  • не садиться и не вставать на перила люльки, не перевешиваться за перила, внимательно наблюдать за верхними и боковыми препятствиями;
  • не устанавливать на пол люльки предметы для увеличения зоны работы;
  • следить за тем, чтобы масса груза в люльке не превышала номинальную грузоподъемность подъемника;
  • работать на безопасном расстоянии не менее 0,5 м и без дополнительных нагрузок на колено стрелы;
  • работать при достаточном освещении;
  • следить за безопасном перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту или производить остановку двигателя с пульта управления, установленного в люльке;
  • работать только по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии менее 30 м от максимально выступающей части стрелы до крайнего провода линии электропередачи;
  • не сбрасывать с люльки, находящейся на высоте, инструменты и грузы;
  • не переезжать с одного места на другое на подъемнике, если это не предусмотрено руководством по эксплуатации.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости автовышки (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку землю и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы подъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть кабину.

4.3. Если во время работы рабочий прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, машинист подъемника прежде всего должен принять меры к освобождению его от тока, соблюдая меры личной предосторожности.

4.4. Прекращать работу при неисправных приборах безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении)

4.5. Не работать при грозе, дожде, тумане и снегопаде, затрудняющих видимость, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника.

4.6. При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно остановить работу крана и приступить к его тушению первичными средствами пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После окончания работы:

  • подать сигнал на опускание люльки;
  • при опускании люльки соблюдать все меры предосторожности и наблюдать за безопасным снижением люльки;
  • после снижения люльки в положение “Посадка” отстегнуть предохранительный пояс и выйти из люльки.

5.2. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА АВТОВЫШКИ И АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К самостоятельной работе в качестве машиниста автовышки и автогидроподъемника (далее -машинист) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему.

Машинисты допускаются к выполнению работ после прохождения специальной подготовки, вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте, который проводится не реже одного раза в 3 месяца, стажировки, ежегодной проверки знаний по вопросам охраны труда. Вновь принятые на работу машинисты проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать правила дорожного движения;

содержать автомобиль в укомплектованном и технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;

содержать в исправном состоянии набор ручного инструмента для аварийного ремонта автомобилей;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ; соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность

Читайте также:  Инфракрасные обогреватели: тип работы, способ установки и критерии выбора

труда, установленные в инструкциях по охране труда и руководстве по эксплуатации; содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; соблюдать правила личной гигиены;

не принимать пищу на рабочем месте;

применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):

Наименование

Срок носки в месяцах

Костюм хлопчатобумажный

Головной убор из хлопчатобумажной ткани

Ботинки кожаные (сапоги кирзовые)

Рукавицы комбинированные

До износа

Каска защитная

В холодное время года дополнительно:

Костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

Подшлемник зимний

На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: нахождение рабочего места на высоте;

повышенный уровень шума и вибрации; повышенная загазованность воздуха;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;

движущиеся машины и их рабочие органы; опрокидывание машин, падение их частей;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования; нервно-психические перегрузки.

появляться и находиться на территории организации в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с остаточными явлениями опьянения;

управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения;

распивать спиртные напитки, употреблять токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля;

приступать к работе при подтекании топлива и масла из систем и агрегатов;

управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов и других веществ, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;

использовать автомобиль в личных целях;

управлять не закрепленным за водителем автомобилем;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

хранить в кабине автомобиля топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;

покидать свое место или оставлять автомобиль, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Закрепление автовышки и автогидроподъемника за машинистом оформляется приказом руководителя организации.

Автовышка и автогидроподъемник должны использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.

Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник в непогоду (при скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице, тумане).

Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

Реконструкция и ремонт автовышки и автогидроподъемника, требующие внесения изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанным организациями -изготовителями дорожно-строительной машины, головной и специализированными организациями, имеющими лицензию на проектирование.

Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом не допускается.

В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа машин.

О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.

Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Перед началом работы надеть спецодежду и спецобувь.

Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.

Проверить наличие в кабине автовышки и автогидроподъемника огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, аптечки первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря.

В кабине автовышки и автогидроподъемника не допускается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.

До начала работы машинист должен:

получить путевой лист, уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте, получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния автовышки и автогидроподъемника;

убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности, других частей автовышки и автогидроподъемника;

проверить исправность электрооборудования (внешний осмотр без снятия кожухов и разборки), электрических аппаратов (рубильники, пусковые сопротивления, концевые выключатели), при питании автовышки и автогидроподъемника от внешней сети следует проверить исправность гибкого кабеля;

проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;

проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;

осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части, проверить состояние болтовых и шарнирных соединений;

осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке и автогидроподъемнике;

проверить исправность гидропривода, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях при их наличии;

определить рабочую зону автовышки и автогидроподъемника, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими автовышку и автогидроподъемник, и машинистами других машин.

В зоне работы должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные надписи.

Рабочая зона автовышки и автогидроподъемника в темное время суток должна быть освещена.

Перед началом работы машинист должен убедиться в достаточной освещенности рабочего места и отсутствии посторонних людей в зоне работы автовышки и автогидроподъемника.

Перед запуском двигателя машинист должен предупредить работников, которые заняты обслуживанием автовышки и автогидроподъемника или находятся на пути следования, о начале работы.

Перед запуском двигателя проверить нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.

Перед началом движения необходимо убрать все посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях.

После запуска двигателя машинист должен: проверить работу тормозов и сцепления;

проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;

проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор; привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

Машинист не должен приступать к работе в следующих случаях: при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях подъемника; при неисправности следящей системы люльки;

при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;

при наличии дефектов, угрожающих безопасности работы;

при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;

при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии; при наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

при выявлении неисправностей тормозов, канатов, цепей и их креплений, крюков, лебедок, ходовых колес, блокировочных устройств и приборов безопасности.

Не разрешается допускать к использованию автовышку и автогидроподъемник, не прошедшие технического обслуживания и имеющие неисправности.

Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла, в системе смазки и гидравлике.

При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

Во время работы на автовышке и автогидроподъемнике машинист должен находиться в защитной каске, не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку и смазку механизмов.

Прежде чем осуществить какое-либо движение автовышкой и автогидроподъемником, машинист должен убедиться, что в зоне работы подъемника нет посторонних людей, а рабочие в люльке пристегнуты карабинами предохранительных поясов к предназначенной для этого скобе.

Необходимо следить за тем, чтобы вес людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышал грузоподъемность, предусмотренную паспортом.

При эксплуатации автовышки и автогидроподъемника необходимо принять меры, предотвращающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона.

Перед началом подъема людей машинист должен:

установить подъемник на все опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки;

установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;

определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

Во время нахождения работников в люльке машинист должен находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены предохранительными поясами к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

Подъем, остановку и опускание люльки машинист должен производить только по сигналу находящихся в ней работников.

Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист должен выполнять на пониженной скорости.

Для выполнения работ автогидроподъемником необходимо: наличие подъездного пути;

уклон не должен быть более 5 град. C;

размеры площадки должны позволять установку автогидроподъемника на полностью выдвинутые опоры.

При подъеме люльки необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.

Не допускается производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или

Не разрешается поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в неустойчивом

положении, защемленный груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов.

Установка автовышки и автогидроподъемника для производства строительно-монтажных работ должна предусматривать:

соответствие автовышки и автогидроподъемника условиям строительно-монтажных работ; объем работ, выполняемых с люльки, с учетом недопустимости выполнения работ,

вызывающих дополнительные нагрузки на стрелу;

мероприятия по безопасному производству работ на месте, где установлены автовышка и автогидроподъемник (ограждение зоны работ, соответствующий уровень освещения).

Передвижение автовышки и автогидроподъемника под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле.

При работе автовышки и автогидроподъемника расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений, или штабелями грузов, или другими предметами должно быть не менее 1 м, а расстояние между люлькой и каким-либо предметом не допускается менее 0,5 м.

При установке и перемещении автовышки и автогидроподъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист должен соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника (не менее указанного в таблице):

Охрана труда при эксплуатации подъёмника

Охрана труда

при эксплуатации подъёмника двухстоечного

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, «Руководства по эксплуатации» и предназначена для обслуживающего персонала при эксплуатации двухстоечного подъемника грузоподъемностью 1,6 тс.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе на подъемнике допускаются лица, изучившие инструкцию по эксплуатации, прошедшие инструктаж по охране труда и ознакомленные с особенностями его работы и эксплуатации.

1.2. Подъемник должен быть закреплен за лицом, ответственным за его эксплуатацию.

1.3. До начала эксплуатации нового подъемника владелец должен провести полное освидетельствование подъемника в соответствии с требованиями «Руководства по эксплуатации» и в дальнейшем полное освидетельствование должно производится ежегодно.

1.4. Электродвигатель, шкаф управления, конечные выключатели и стойки подъемника должны быть надежно заземлены в соответствии с правилами техники безопасности электрических установок.

1.5. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, нарушающие производственную дисциплину, привлекаются к административной ответственности в установленном порядке.

Безопасность труда в значительной степени зависит от самого работника. Следует знать и четко выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед началом работы ежедневно проверять четкую и правильную работу конечных выключателей, установленных на стойке.

2.2. Запрещается поднимать автомобиль, масса которого превышает 1600 кг.

2.3. Запрещается использовать подъемник не по назначению.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Подготовка подъемника к работе:

– правильный уход и эксплуатация подъемника являются залогом его безотказной и безаварийной работы;

– произведите смазку подъемника;

– произведите пробные кратковременные включения подъемника, проверяя, чтобы направление перемещения кареток соответствовало надписям «вверх», «вниз» на панели поста управления.

3.2. Запрещается находиться в автомобиле, под ним или в зоне его возможного падения во время подъема или опускания.

3.3. Запрещается производить какие-либо работы с подъемником и его механизмом управления при поднятом подъемнике или движении.

3.4. Перед подъемом автомобиля произвести правильную установку подхватов под автомобилем.

Установка подхватов должна производиться таким образом, чтобы обеспечить устойчивое расположение автомобиля на подъемнике.

После незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном и устойчивом положении автомобиля и подхватов.

При обнаружении перекосов немедленно опустить его и поправить положение автомобиля или подхватов.

3.5. В случае возникновения какой-либо опасности при подъеме или опускании автомобиля немедленно остановить подъемник.

3.6. Запрещается производить подъем автомобиля с работающим его двигателем.

3.7. При нормальной работе подъемника не должны наблюдаться разбрызгивание смазки, раскачивание стоек или повышенные шумы.

3.8. Осмотр, ремонт должны производиться при отключенном напряжении.

Внимание! На подводящих клеммах вводого автомата всегда имеется напряжение 380 В.

3.9. Не реже одного раза в месяц проверять устойчивость положения опорной рамы, надежность крепления стоек.

Еженедельно проверять наличие трансмиссионной смазки в нижней полости стоек.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.10. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к несчастным случаям или поломке подъемника, немедленно отключить используемое оборудование от электросети, сообщить о случившемся ответственному лицу для принятия необходимых мер.

3.11. Сохранить для расследования на участке и на рабочем месте обстановку такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих.

3.12. При возникновении неполадок в процессе эксплуатации подъемника сообщить ответственному за безопасное производство работ.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. По окончании работы отключить подъемник от электросети. Навести порядок на рабочем месте, очистить грязные поверхности подъемника..

4.2. Запрещается оставлять автомобиль поднятым после окончания рабочего дня, а также на длительное время, без присмотра.

Добавить комментарий