Транспортерная конвейерная лента: назначение, принцип работы и виды

Как работает ленточный конвейер

Оборудование на заказ

Мы осуществляем производство и поставки оборудования под заказ на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Латвии, Финляндии, Греции, Польши.

Телефоны: +38 (067) 535-53-31; +38 (067) 531-64-92; +38 (0536) 79-28-87 E-mail: mastermilk@ukr.net Заказать

Ленточный конвейер довольно плотно вошел в технологические процессы большинства производств. Его используют для транспортировки всевозможных грузов на предприятиях разных отраслей пищевой индустрии, сельском хозяйстве, горно-добывающих предприятий, в металлургии, на складах и портах для разгрузки и погрузки.

Ленточные конвейеры являются высокопроизводительными устройствами независимо от длины транспортерной ленты и скорости перемещения грузов. Такие агрегаты могут входить в состав сложных механизмов или же работать в качестве самостоятельного устройства.

Конструкция ленточного конвейера

Основными узлами ленточного конвейера являются натяжные и приводные устройства, транспортерная лента, роликоопоры, опорная металлоконструкция, загрузочные и разгрузочные устройства, очистные системы.

По способу установки ленточный конвейер может быть:

  • Транспортируемый: передвижной, переносной
  • Стационарный
  • Поворотный

Максимальное расстояние для транспортировки любого объема и веса грузов у стационарных конвейерных устройств может достигать до 3 км. Транспортируемые машины могут перемещать небольшие грузы на расстояния до 20 м. Отличным вариантом может быть последовательное расположение конвейерных устройств. Их применяют для транспортировки грузов на десятки километров.

Конвейерное оборудование — универсальные устройства, конструкция которых может быть разработана в зависимости от особенностей технологического процесса. Для экономии производственного пространства отличным решением будет использование спирального транспортера.

Конвейерная лента — основной рабочий орган ленточного транспортера.

Из всей конструкции лента подвергается наибольшему внешнему влиянию, является самой дорогостоящей и недолговечной. В современных устройствах применяют следующие виды лент:

  • резинотканевые
  • резинотросовые
  • полимерные
  • модульные

Принцип работы ленточного конвейера

В ходе работы конвейерного оборудования перемещаемый груз транспортируется по верхней части ленты. Она вертикально замкнута, закреплена и поддерживается специальными роликоопорами. Приводной барабан задает темп движения конвейерной ленты. Натяжение транспортерной ленты регулирует натяжной барабан.

Для загрузки грузов на конвейерную ленту используют загрузочные агрегаты. Конечная выгрузка производится в приемное устройство. Возможна также промежуточная выгрузка по трассе конвейера. Она осуществляется барабанными или плужковыми разгружателями.

Для очистки конвейерной ленты от прилипшей грязи, пыли используют специальные очистные устройства.

Классификация ленточных транспортеров

Транспортировка любого типа грузов: ящики, коробки, мешки, сыпучие и штучные грузы с легкостью перемещаются ленточными конвейерами. В зависимости от особенностей и задач производства, размера производственных площадей и груза может быть выбран соответствующий вид конвейера.

Разделяют ленточные конвейерные установки по типу трассы.

  1. Горизонтальные конвейеры имеют в основе гибкую ленту. Это универсальное оборудование, которое широко распространено на разных предприятиях. С помощью такой машины легко перемещать сыпучие, штучные и кусковые грузы. Его используют на сортировочных линиях и складах.
  2. Наклонные конвейеры отличаются от прямых размещением транспортерной ленты под углом. Такой тип конвейера используется для перемещения грузов на разные уровни склада, в производственных процессах. Эти машины являются универсальными и используются как в помещениях, так и на улице. Их можно разделить на несколько подвидов:
    • Крутонаклонные ленточные конвейера способны поднимать или спускать ящики, коробки и другие грузы между разными уровнями производства.
    • Конвейеры с изменяющимся углом наклона транспортерной ленты поднимают грузы на необходимый уровень или высоту. Регулировка угла наклона может выполняться либо в ручном режиме, либо механически.
    • Наклонные Z, L, Г – образные конвейеры нашли применение в различных отраслях промышленности. Их используют для обеспечения особенностей технологического процесса, в помещениях с ограниченным пространством, для экономии производственных площадей.

По типу несущей поверхности можно разделить конвейеры на следующие типы.

  1. С прямой гладкой поверхностью ленты широко используются в любых технологических операциях. Такая конструкция безопасна для рук сотрудников и отличается прочностью ленты. В пищевой промышленности ее используют при процессах охлаждения, заморозки, расстойки.
  2. Желобчатые ленточные конвейеры и транспортеры в основе имеют алюминиевую или стальную желобчатую роликовую опору. Довольно удобно транспортировать сыпучие грузы с помощью такого устройства.
  3. Конвейер с перегородками или поперечинами на ленте эффективен при транспортировке сыпучих материалов под углом наклона выше 30 градусов.
  4. Конвейер с гофробортом на ленте имеет специальные защитные борты, что способствует одновременному перемещению большого количества грузов. С помощью такого оборудования можно легко транспортировать грузы округлой формы, так как металлические борты защищают груз от падения или скатывания.
  5. Конвейеры с модульной конструкцией ленты используют для транспортировки любого типа грузов. Лента такой машины состоит из набора пластиковых звеньев. Такая конструкция ленты позволяет собирать ее любых размеров и делает ее гибкой.

Преимущества ленточных конвейеров

  • высокая производительность;
  • простота конструкции;
  • возможность проектирования сложных трасс транспортирования;
  • позволяет снизить количество персонала;
  • повышает эффективность производства.

Инженеры компании «Мастер Милк» занимаются разработкой конвейерных систем любой сложности для производств различных отраслей промышленности. Опытные менеджеры помогут купить ленточный конвейер с учетом особенностей технологических процессов и предполагаемых задач.

Лента транспортерная резинотканевая

Транспортёрная лента предназначена для комплектации систем непрерывной подачи сыпучих, кусковых и штучных грузов во всех отраслях промышленности.

Она выполняет функции движущего и грузонесущего органа конвейерных линий. С учётом исполнения, условий и соблюдения правил эксплуатации нормативный срок службы изделий в непрерывном режиме работы составляет 10–79 месяцев. На практике он обычно короче, особенно в горнорудной промышленности и при использовании транспортёров в агрессивной среде.

Лента транспортёрная ГОСТ 20-85

За исключением меньшей части сортамента резиновая транспортёрная лента производится по ГОСТ 20-85. Этот документ регламентирует следующие характеристики продукции:

Ответ на вопрос, как выглядит транспортёрная лента, зависит от того, какое значение вы вкладываете в него.

По внешнему виду это длинный лист плотной резины с ровной или рифлёной (гофрированной) поверхностью, гладкими или нарезными бортами.

Если речь идёт о внутренней структуре изделия, необходимо рассмотреть его поперечный разрез. Если за точку отсчёта взять нижнюю (нерабочую) поверхность, то лента состоит из нескольких слоёв материалов в такой последовательности:

  • резиновое покрытие нерабочей стороны;
  • резинотканевый каркас с числом тяговых элементов от одного до шести;
  • в лентах первого типа (Тип 1) верх основы дополнительно закрыт защитной или брекерной накладкой с резиновой прослойкой;
  • резиновое покрытие рабочей стороны.

Устройство каркаса и класс резины являются главными показателями для классификации изделий. Они же определяют их основные технические параметры.

Виды транспортёрных лент

Согласно ГОСТ 20-85, подтипы и типы транспортёрной ленты обозначаются числами от одного до четырёх (Тип 1, Тип 2 и т. д.) и наборами цифровых или буквенно-цифровых символов (Подтип 1.1, 1.1М, 2ШМ и другие, всего 16 комбинаций). Помимо этого, имеет место другая классификация изделий – с точки зрения их назначения и конструктивных особенностей. В неё включают такие группы продукции, как:

  1. Лента транспортёрная резинотканевая. Сюда относят изделия общего применения по ГОСТ 20-85, которые представлены во всех четырёх типах. Это самая обширная группа транспортёрных лент, к которым не предъявляются особые требования (например, морозостойкость, стойкость к нагреву, нефтепродуктам и т. д.).
  2. Шевронная транспортёрная лента. Эти изделия также производят по ГОСТ 20-85 и в том же сортаменте. Их отличает наличие на резиновой обкладке так называемых шевронов. Это резиновые профили высотой 15, 25 или 32 мм, приваренные на рабочую сторону ленты. Их форма не регламентируется, но на практике популярнее других шевроны Y-, U- и V-образными профилями. Они позволяют конвейерам работать с грузами под углами подъёма от 20–25° до 35–40°. Для гладких транспортёрных лент значения этого показателя составляют 0–18°.
  3. Лента транспортёрная пищевая. Она является частью сортамента продукции по ГОСТ 20-85. В эту группу входят изделия подтипов 2ПЛ, 3П и 4П. Их изготавливают из пищевой резины класса П.
  4. Маслостойкая транспортёрная лента. Это отдельный вид продукции, который производят по ТУ 2561 006 48991997 2012. Он включает четыре типа изделий: 1.2МС, 2МС, 3МС и 4МС. Их используют для перемещения грузов с повышенным содержанием нефтепродуктов, смол и прочих агрессивных веществ. Примером таких грузов является асфальтобитумная смесь.
  5. Лента транспортёрная армированная. Основа ленты – это и есть её армирование. Она может быть резинотканевой (по ГОСТ 20-85) и резинотросовой (по ГОСТ Р 56904-2016). Во втором случае сортамент продукции включает два типа и 14 подтипов транспортёрной ленты, используемой на предприятиях горнорудной промышленности. Эту группу изделий отличает более высокая стойкость к нагрузкам в сравнении с резинотканевыми лентами аналогичного назначения.
Читайте также:  В каком доме лучше жить — монолитно-каркасном или кирпичном

Лента транспортёрная: размеры и характеристики

Классификация транспортёрных лент по типам и подтипам определяет сферу их применения, а также основные технические характеристики. Так, ширина транспортёрной ленты на резинотканевом каркасе зависит от типа изделий и имеет такие значения:

  • Тип 1 – 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 500 мм;
  • Тип 2 – 300–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 500 мм;
  • Тип 3 – 100–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм);
  • Тип 4 – 100–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 1 400 мм.

Соответственно, подтипы лент, маркировка которых начинается с цифр 1, 2, 3 или 4, имеют те же значения ширины. Изделия на резинотросовом каркасе обладают шириной 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 250 мм. Ширина маслостойких лент составляет 800 – 2 000 мм с шагом 200 мм.

Общая толщина транспортёрной ленты регламентирована только для изделий по ГОСТ Р 56904-2016. Это связано с конструктивными особенностями резинотросового каркаса, толщина которого зависит от величины допустимой несущей нагрузки на ленту. Она меняется в диапазоне от 18,2 до 30,5 мм (всего шесть вариантов толщины).

Общая толщина транспортёрной ленты по ГОСТ 20-85 и ТУ 2561 006 48991997 2012 не регламентируется. Она является расчётной величиной и определяется путём сложения установленных для данного типа или подтипа лент толщин покрытий рабочей и нерабочей стороны, а также расчётной толщины каркаса.

Расчётные размеры для основы указаны в приложении № 2 к ГОСТ 20-85. Их величина зависит от количества и номинальной нагрузки тяговых элементов, а также типа ткани. Для изделий Типа 1 к расчёту добавляют толщину брекерной или защитной прокладки.

Длина лент определяется по согласованию с заказчиком. Для продукции на резинотканевой основе она не может быть меньше следующих значений:

  • Тип 1 – 220 м для подтипа 1.1 и 80 м для подтипа 1.2;
  • Тип 2 и 3 – 80 м;
  • Тип 4 – 30 м.

Для маслостойких изделий всех типов минимальная длина – 94 м. Для резинотросовых лент таких ограничений нет.

Вес транспортёрной ленты на 1 м2 изделия является справочной величиной, которая используется для расчёта массы свёрнутого в рулон материала при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Расчётные значения веса в зависимости от особенностей тягового каркаса приведены в приложении № 9 к ГОСТ 20-85.

Маркировка транспортёрной ленты

Маркировка любых изделий выполняется с целью их идентификации и указания основных технических характеристик. Обозначение транспортёрной ленты включает следующую информацию в такой очерёдности:

  • тип или подтип изделия;
  • ширина;
  • число тяговых прокладок основы;
  • марка ткани;
  • толщина резинового покрытия на рабочей и нерабочей поверхности;
  • класс материала обкладок.

Все единицы технической информации в маркировке разделены дефисом. Помимо этого, в маркировке второй строкой указывают наименование завода-изготовителя и год выпуска изделия.

На полотно лент Типа 1 и 2, а также Типа 3 шириной более 500 мм наносится рельефная маркировка, которая дублируется отгрузочным ярлыком. Для маркировки других изделий используется только ярлык. Ленты подтипа 1.1 поставляются на бобинах. Все остальные – в рулонах. Максимальная масса грузового места не должна превышать одной тонны.

В обозначение транспортёрной ленты после последнего пункта в списке также может быть включена информация о виде борта – РБ или НБ, а также ссылка на нормативный документ, по которому она изготовлена. Похожий порядок маркировки установлен и для резинотросовых лент с поправкой на их конструктивные особенности.

Соединение транспортёрной ленты

Стыковка транспортёрных лент всегда осуществляется по месту установки. Способы их соединения оговорены в соответствующих ГОСТах. Изделия на резинотканевом каркасе можно соединять несколькими способами, в числе которых:

  • Горячая вулканизация. Самый надёжный вариант, который обеспечивает прочность стыка на уровне 95 % от прочности самой ленты. Недостатком этого способа является необходимость использования специального оборудования.
  • Холодная вулканизация, или склейка транспортёрной ленты. Этот метод проще, но не даёт такой прочности соединения. Кроме того, процесс занимает много времени и может быть выполнен только при плюсовой температуре. Для выдержки склейки в зависимости от материалов и характеристик ленты может потребоваться от двух часов до суток.
  • Механическое соединение. Выполняется при помощи специальных замков. Самый простой способ, но по прочности стыка он уступает горячей и холодной вулканизации. Поэтому механическое соединение ленты рекомендовано в качестве временной меры.

Ответ на вопрос, как соединить транспортёрную ленту, даёт инструкция производителя. Она, а также наборы материалов для горячей или холодной вулканизации (на усмотрение покупателя) входят в комплект поставки изделий.

Чем разрезать транспортёрную ленту

Для резки транспортёрной ленты следует использовать специальный электроинструмент, например резаки Flexco, но за неимением такового можно обойтись и болгаркой. Для разделки торцевых концов вам потребуются регулируемый строительный нож, крючок для расслоения ленты, инструменты для зачистки соединяемых поверхностей.

Если у Вас остались вопросы о транспортёрной ленте от ТД Юнивест, Вы можете задать их нашим менеджерам, позвонив по бесплатному телефону 8-800-250-4337 или заказать обратный звонок в форме обратной связи.

Ленточный конвейер – устройство, применение

Перед тем как рассказать об устройстве ленточного конвейера, давайте ознакомимся с этим видом промышленного оборудования.

Практически во всех отраслях промышленности используются ленточные конвейеры, иначе называемые ленточные транспортеры (от англ. belt conveyor), которые обеспечивают непрерывность процессов транспортировки различных видов грузов и материалов. Их применение позволяет доставлять до нужного объекта штучные грузыиматериалы, имеющие сыпучую/кусковую структуры. Транспортировка, какв горизонтальном, так и в наклонном положении (при угле наклона 18°), обеспечивается за счет особой конструкции устройства. Благодаря использованию специальных транспортеров в карьерах и шахтах, осуществляется доставка не только добываемых природных ископаемых к погрузочному пункту или на предприятие, но и людей.

Горизонтальные и комбинированные трассы, по которым производится транспортировка, могут достигать длины в 10-12 км. Производительность конвейеров измеряется кубометрами перемещаемых грузов в час. В некоторых областях достаточным количеством считается несколько кубометров, а в других необходимо осуществлять транспортировку нескольких тысяч кубометров в час. По ширине конвейерные ленты встречаются как узкие (30 см), так и достаточно широкие (2 м).

Различают конвейерные ленты, перемещающие грузы с разной скоростью, от 0,5 до 5 м/с. В соответствии с принятыми нормативами при ручной разборке грузов, скорость движения ленты должна быть минимальной. Выбор ленты зависит от тех, параметров, которые необходимы для транспортировки конкретного вида грузов. Таким образом, во внимание принимаются степень трения об ленту, скорость и способ загрузки конвейера, а такжеего угол наклона. Различают два вида лент: ПВХ-лента или резинотканевая.

Устройство ленточного конвейера

Основными частями ленточного конвейера являются рама, приводной барабан, натяжной барабан, ролики конвейера, транспортерная лента.

На раме закреплены ролики, по которым транспортерная лента скользит, и перемещает груз в пространстве. Для натяжения ленты служит два больших ролика, называемых барабанами. Один из них – натяжной, закреплен на подшипниковом узле и служит для регулировке натяжении ленты. Другой – приводной барабан конвейера, закреплен на противоположном конце конвейера и имеет специальный вал, который соединен с электродвигателем через редуктор. Собственно с помощью передачи вращательного движения от электродвигателя или мотор-редуктора к приводному барабану, и происходит движение ленты транспортера.

Преимущества ленточных конвейеров перед другими способами транспортировки налицо. Во-первых, благодаря значительной скорости движения ленты обеспечиваются высокая эффективность и производительность промышленных процессов. Во-вторых, подобный конвейер потребляет относительно мало энергии. В-третьих, надежная конструкция устройства даже при длительном сроке эксплуатации обеспечивает качественное выполнение задач.

Транспортировку штучных грузов обычно производят на конвейерах, имеющих ленты гладкого типа. Для мелких грузов и сыпучих материалов предусмотрена возможность перемещения по ленте с рифленой структурой основания. Именно такой тип устройства ленточного конвейера обеспечивает максимальное КПД. Существует несколько видов рифления – в виде ромбов, треугольников, пирамидальный тип и др. Транспортируемый груз можно перемещать под наклоном до 45° за счет поперечно установленных перегородок высотой до 20 см. Эффективная работа предприятия возможна, благодаря наличию конвейеров, имеющих разные типы лент: резинотканевую, брезентовую, сетчатую, специальную пищевую. В зависимости от характеристик конкретного груза/товара процесс транспортировки осуществляется на специально предназначенном для него конвейере.

Читайте также:  Преимущества создания фундамента из металлических труб и область применения конструкции

Установка транспортеров возможна не только в отапливаемых помещениях, но и в зданиях, не имеющих обогрева, и на открытом воздухе. Для оптимальной работы транспортеров рекомендуется их эксплуатация при температуре от-50 до +45 °С. Вспомогательное оборудование, установленное на конвейере, позволяет осуществлять процессы транспортировки грузов при температуре, достигающей 200°С, обеспечивая надежную работу встроенных механизмов.

Большинство ленточных конвейеров оснащено специальными устройствами, предупреждающими падение грузов, и очищающими поверхность от просыпавшихся материалов. Постоянное расширение областей применения возможно благодаря новым технологиям, позволяющим улучшить конструктивно-технологические параметры конвейеров. Усовершенствование процессов работы транспортеров снижает оборачиваемость ленты, уменьшает количество промежуточных перегрузок и повышает срок эксплуатации ленточных конвейеров. Появление лент из морозостойких материалов и особых сортов смазки, предназначенных для холодных условий, область применения и особенности устройства ленточных конвейеров расширяется вплоть до районов, относящихся к Крайнему Северу.

Виды ленточных конвейеров и их применение

Ленточные конвейеры получили широкое распространение в различных сферах деятельности. Их применяют для транспортировки штучных и сыпучих грузов в сельском хозяйстве, металлургии, на складах и портах, при добыче полезных ископаемых и в других областях. Популярность оборудования обусловлена универсальностью в эксплуатации и большой производительностью.

Основной рабочий инструмент конвейера — замкнутая в кольцо гибкая лента, которая огибает приводной и натяжной барабаны. Между ними на раме размещены ролики, служащие опорой для транспортера. Загрузка продукции осуществляется с одной стороны конвейерной ленты, выгрузка — с противоположной.

Устройство ленточного конвейера

К основным частям ленточного конвейера относятся:

  • рама;
  • натяжной барабан;
  • приводной барабан;
  • транспортерная лента;
  • ролики конвейера.

Для скольжения транспортерной ленты на раме располагаются специальные ролики. Для её натяжения используются два крупных ролика, которые носят названия барабанных. Один из них – натяжной. Он зафиксирован на подшипниковом узле и используется для регулировки натяжении ленты. Второй – приводной барабан. Он установлен на противоположном конце конвейера и имеет специальный вал, соединенный через редуктор с электродвигателем. Вращательное движение, передаваемое от мотор-редуктора или электродвигателя к приводному барабану, приводит ленту транспортера в движение.

Особенности оборудования

Перечислим наиболее распространенные типы ленточных конвейеров:

  • прямые. В основе конструкции — гибкая лента, которую поддерживают роликоопоры. Производительность может достигать 25 тыс. т/ч, длина — 10 км. Используются на складах, в сортировочных цехах и т. п.;
  • желобчатые. Основание ленты — желобчатая роликовая опора из стали или алюминия. Такие конвейеры получили широкое распространение в машиностроении, энергетике, деревообрабатывающей промышленности, строительстве, при добыче угля и на предприятиях переработки отходов;
  • наклонные. Основное отличие таких конвейеров от прямых — направленность под углом к горизонтали. Оборудование применяется, когда необходимо транспортировать грузы вверх и вниз. Наклонные конвейеры применяют в разных сферах промышленности, на складах и в логистических комплексах;
  • смешанного типа. Одна часть такого конвейера прямая, другая — наклонная. Выделяют L-образные и Z-образные ленты смешанного типа. Чаще всего используются в условиях ограниченного пространства;
  • поворотные. Лента такого транспортера перемещается по ползунам, разделенным на сегменты. Оборудование включает систему передачи вращательного момента. Поворотный конвейер применяется во многих отраслях, наибольшее распространение получил на кондитерских предприятиях;
  • телескопические. Такой транспортер позволяет корректировать длину и угол наклона во время работы. Для внесения изменений не нужно отключать оборудование и освобождать его от грузов. Конвейер такого типа актуален для транспортировки сыпучих материалов в карьерах, на речных и морских судах и пр.

Виды лент конвейера

Для перемещения штучных грузов используются конвейеры с гладкими лентами. Для сыпучих и мелких грузов отлично подходят рифленые разновидности. На сегодняшний день используются ленты с различными типами рифления:

  • в виде треугольников;
  • в форме ромбов;
  • пирамидальный тип и др.

При этом груз можно перемещать под углом до 45°. Это возможно за счет поперечно установленных перегородок, высота которых достигает 20 см.

Для максимальной эффективности работы предприятия используются конвейеры с различными типами лент:

  • резинотканевыми;
  • брезентовыми;
  • сетчатыми;
  • специальными пищевыми и т. д.

В зависимости от особенностей груза или товара процесс транспортировки происходит на специально предназначенном конвейере. Важно, что устанавливать транспортеры можно в отапливаемых помещениях, а также на открытом воздухе или в зданиях без обогрева. Для максимально эффективной работы лент рекомендуется эксплуатировать их при температурном режиме от –50 до +45°С. При необходимости на конвейер может быть установлено дополнительное оборудование, которое позволяет транспортировать грузы при температуре до 200 °С, обеспечивая надежную работу всех встроенных механизмов.

Как правило, ленточные конвейеры оборудуются специальными устройствами:

  • очищающими ленту от просыпавшихся материалов;
  • предотвращающими падение грузов.

Для производства конвейеров используются новейшие технологии, которые позволяют совершенствовать их конструктивно-технологические параметры. Это приводит к снижению оборачиваемости ленты, уменьшению количества промежуточных перегрузок и увеличению срока эксплуатации.

Ленты из морозостойких материалов, а также использование особых сортов смазки, предназначенных для холодных условий, позволяют расширить область применения устройств и эксплуатировать их в районах Крайнего Севера.

Преимущества использования ленточного конвейера

К основным достоинствам ленточных конвейеров относятся:

  • высокая скорость движения ленты, которая повышает производительность и эффективность промышленных процессов;
  • возможность транспортировки грузов на большие расстояния (известны случаи, когда длина грузонесущего полотна достигала 5 км);
  • минимальное потребление энергии;
  • надежность конструкции;
  • универсальность ленточного конвейера (с их помощью можно транспортировать различные грузы даже в наклонном положении. Однако с увеличением длины конвейера и угла наклона уменьшается его скорость).

Транспортерная лента: назначение, конструкция, маркировка

Транспортерная лента: назначение, конструкция, маркировка

Транспортерная (конвейерная) лента – ключевая деталь любого конвейера. Именно она транспортирует груз и работает как тяговой привод. При этом такая деталь является одновременно и самой дорогой, и самой недолговечной в конвейере. К ее прочности и долговечности выдвигаются максимально жесткие требования. Далее мы расскажем об особенностях конструкции транспортерных лент, их видах, области применения и эксплуатационных характеристиках.

Особенности конструкции и материальное исполнение

Строение транспортерной ленты тесно связано с ее функцией и условиями работы. Она постоянно подвергается повышенным механическим нагрузкам и абразивным воздействиям. Уровень воздействия зависит от области применения – конвейеры успешно используют и в фармацевтической, и в горнорудной промышленности. Но ленты в этих случаях требуются разные.

Транспортерная лента состоит из нескольких слоев ткани (или тросовой основы), каждый из которых покрыт резиной. Кроме резины, в производстве таких изделий используют другие эластичные полимерные материалы – ПВХ, силиконы, полиолефины. Выбор материала, как и другие параметры, зависит от условий эксплуатации. Так, в пищевой промышленности, особенно для маслосодержащей продукции, часто используют безопасный, маслостойкий и недорогой поливинилхлорид.

В конструкции ленты есть следующие слои:

  • Рабочая резиновая обкладка. Поверхность, по которой транспортируется груз.
  • Тканевые (тросовые) прокладки – каркас изделия. Самый важный элемент ленты, определяющий ее прочность и гибкость. Количество таких прокладок может составлять 3–12 штук.
  • Резиновые прокладки, которые соединяют слои каркаса.
  • Нерабочая обкладка из резины.

Также лента оснащается резиновым бортом, который защищает ее от расслаивания и от попадания агрессивных веществ на основные слои.

По материалу каркаса транспортерные ленты делят на два типа:

  1. Резинотканевые. Содержат тканевый каркас. Ткань может быть натуральной (хлопок) или синтетической, прочностью 55–400 Н/мм. Это ткани специального плетения марок ТК (полиамид) или БКНЛ65 (смесь полиэфира с хлопком).
  2. Резинотросовые. Изготовлены на основе каркаса из стальных тросов. Они предназначены для конвейеров длиной сверх 300 м, транспортирующих крупные, тяжелые грузы.

При выборе конвейерной ленты следует учитывать такие параметры:

  • ширина;
  • толщина;
  • количество слоев каркаса;
  • тип перемещаемого груза;
  • условия работы.

Стандартная ширина изделий – 240 см, но часто они производятся на 120 см и 560 см. Общая толщина зависит от количества и толщины слоев каркаса и резины, для резинотканевых изделий ГОСТ допускает максимальную общую толщину 2 см и длину 200 погонных метров. На нашем заводе возможно изготовление лент с любыми параметрами, по индивидуальному заказу.

Читайте также:  Как установить систему мониторинга: выбор и основные этапы

Назначение и области применения

Функция изделия – горизонтальное или наклонное перемещение на конвейере различных грузов – сыпучих, кусковых, штучных. По назначению конвейерные ленты классифицируют так:

  1. Общего назначения. Самые распространенные ленты, предназначены для эксплуатации в средних температурных условиях и со средними прочностными нагрузками.
  2. Теплостойкие. Работают при температуре до +200 °С. Используются при транспортировании горячих грузов.
  3. Морозостойкие. Эксплуатируются при температуре до -60 °С.
  4. Маслобензостойкие. Устойчивые к воздействию масел и топлива.
  5. Шахтные. Обладают свойствами самозатухания, надежно защищены от возгорания.
  6. Пищевые. Подходят для использования в контакте с пищевыми продуктами, не вступают с ними в химические реакции.

Резинотканевые ленты, изготовленные по ГОСТ 20-85, подразделяют на такие типы:

ТипМатериал, который можно перемещатьРежим эксплуатацииКатегория ткани и прочность по основе, Н/ммГруппа резины
1.1Материалы горнодобывающей промышленности фракцией до 500 ммОчень тяжелыйМК, ТК 400А, Б
1.2Полезные ископаемые фракцией до 350 ммТяжелыйМК, ТК 200-400А, Б
2.1Абразивные породы до 150 мм (ракушечник, щебенка)СреднийТЛК, ТК 100-300А, Б, И
2.2Малоабразивные грузы до 150 мм (суглинок, пескоцемент, гравий)СреднийТЛК, ТК 100-300И, Б
2Т1, 2Т2, 2Т3Материалы с повышенной температурой: Т1 – до 100 град., Т2 – до 150 град., Т3 – до 200 град.СреднийТК 100-300Т1, Т2, Т3
Материалы мелких фракций (зерновые культуры, щепки)ЛегкийТЛК, ТК 100-300, БКНЛИ, Б
3Продукты сельскохозяйственной отраслиЛегкийТК 100, БКНЛИ, Б
4Сельхозпродукты (только для конвейеров со сплошным настилом)ЛегкийТК 100, БКНЛИ, Б

Маркировка

Согласно ГОСТ 20-85, резинотканевые ленты снабжаются рельефной маркировкой строго заданного размера. Она обязательно содержит информацию о производителе, типе и длине изделия, дате изготовления и пр. Также в маркировку включают данные о конструкции – толщине, ширине, количестве слоев каркаса, обкладок, бортов.

Пример условного обозначения транспортерной ленты:

2Т2-560-4-ТК-300-6-3-БН, что означает

«Теплостойкая транспортерная лента (2Т2 – до +150 °С) шириной 560 мм с 4 слоями тканевых прокладок из ткани ТК-300; толщина рабочей резиновой обкладки – 6 мм, нерабочей – 3 мм; борт нарезной (БН)».

Другой вариант обозначения этой же ленты – 2Т2-560х4-ТК-300-6/3-РБ.

Обозначения основных типов конвейерных лент

  • 3 ТК-200 2-0
  • 2Л ТК-200 2-1
  • 2Л ТК-200 3-1
  • 2Л ТК-200 3-2
  • 2Л ТК-200 4-2
  • ТК-200 5-2
  • 1 ТК-200 6-2
  • 1 ТК-200 8-2
  • 2Т1 ТК-200 3-1
  • 2Т1 ТК-200 4-2
  • 2Т1 ТК-200 5-2
  • 2Т1 ТК-200 6-2
  • 2Т1 ТК-200 8-2
  • 2Т2 ТК-200 6-2
  • 2Т2 ТК-200 8-2
  • 2Т3 ТК-200 6-2
  • 2Т3 ТК-200 8-2
  • 2М ТК-200 3-1
  • 2М ТК-200 4-2
  • 2М ТК-200 5-2
  • 2М ТК-200 6-2
  • 2М ТК-200 8-2
  • 3МС ТК-200 2-0
  • 2МС ТК-200 3-1
  • 2МС ТК-200 4-2
  • 2МС ТК-200 5-2
  • 2Ш ТК-200 4,5-3,5
  • 2Ш ТК-200 6-3,5
  • 2ШМ ТК-200 4,5-3,5
  • 2ШМ ТК-200 6-3,5

Обозначения типов резин, используемых для изготовления обкладок лент:

И – для нормальных условий эксплуатации;

Ф – повышенной прочности, для тяжелых условий эксплуатации;

Б – повышенной прочности, для средних условий эксплуатации;

М – морозостойкая, для эксплуатации при температуре до -60°С;

Т1 – теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +100°С;

Т2 – теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +150°С;

Т3 – теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +200°С;

Г1 – трудновоспламеняющаяся, для применения в угольных и сланцевых шахтах;

Г2 – трудновоспламеняющаяся и морозостойкая, для применения в угольных шахтах;

П – пищевая, для лент, контактирующих с продуктами питания.

Ленточный конвейер

Ленточный конвейер – это непрерывно работающее транспортирующее устройство, где рабочей поверхностью является полимерная, пластиковая или резинотканевая лента. Назначение – транспортировка различных видов грузов и материалов. По праву считается наиболее популярным и самым рентабельным типом транспортеров, применяемых для перемещения штучных или сыпучих грузов на любом складе. Может обеспечивать бесперебойную работу производства.

Преимущества

Основными преимуществами ленточного конвейера являются:

  • универсальность применения;
  • высокая производительность;
  • надежность конструкции;
  • простота обслуживания.

Назначение

По назначению применяются они следующим образом:

  • прямолинейное транспортирование продукции;
  • подъем и спуск изделий;
  • изменение траектории движения продукции;
  • многоуровневая подача и отвод товара;
  • сортировка и распределение потоков продукции.

Применение

Конвейер используется во многих отраслях промышленности:

  • производство автокомпонентов;
  • производство и упаковка продуктов питания;
  • деревообработка и мебельное производство;
  • мясо-рыбо-птицепереработка;
  • фармацевтическая промышленность;
  • производство бытовой химии;
  • легкая промышленность;
  • конвейер находит применение в производстве напитков;
  • молочная и масло-жировая промышленность;
  • складская логистика;
  • химическая промышленность;
  • текстильная промышленность;
  • металлообрабатывающая промышленность;
  • переработка овощей и ягод, консервирование;
  • целлюлозно-бумажная промышленность;
  • сборка приборов, компьютерной и бытовой техники и др.

Разновидности

Ленточные конвейеры разделяются на несколько видов. Об особенностях каждого из них можно узнать ниже:

  1. Прямой. Предназначен для транспортирования грузов по прямой траектории. Регулировка скорости частотным преобразователем позволяет плавно настраивать движение ленты под производственные процессы. Для мобильности может оснащаться колесами со стопорными пластинами, что дает возможность перемещать ленточный конвейер от одного технологического участка к другому.
  2. Наклонный. Предназначен для наклонного транспортирования грузов с одного уровня на другой. Применяется на складах для механизации процесса погрузки-выгрузки (разгрузки) автотранспорта и транспортировки изделий между этажами. Может использоваться в закрытом помещении и на открытом воздухе. Угол наклона применяется в диапазоне от 20 до 60 градусов и может быть регулируемым или фиксированным. Устанавливаемый максимальный угол наклона в ленточном конвейере зависит от таких факторов: габарит груза, выбранная скорость, особенности поверхностного материала, вес и позиция центра тяжести продукции, внешние влияния (температура, влажность). Лента оснащается поперечными лопатками различной высоты или подбирается с поверхностью антискольжения.
  3. Наклонный ленточный конвейер с горизонтальными участками (Г-образный, L-образный и Z-образный). Предназначен для транспортирования сыпучих или мелкоштучных грузов с одной высоты на другую. На прямых и наклонных участках ленточного конвейера применяются гофрированные борта и поперечные лопатки для исключения просыпания. Транспортирует грузы под углом от 20 до 80 градусов. Может оснащаться загрузочным бункером и лотком для выгрузки.
  4. Поворотный. Предназначен для изменения траектории движения штучных грузов или многорядного потока продукции. Поворотный ленточный конвейер может изменять направление движения под углами 90 ° или 180 °. В качестве рабочей поверхности применяются тонкие и прочные ленты из полиуретана.
  5. Многоуровневый. Применяется для одновременной, многоуровневой подачи и отвода сырья, сухих материалов и субстанций, тары на участках разделки, фасовки, укладки, сборки и упаковки продукции.

Конструкция

Ленточный конвейер в базовом исполнении включает в себя: секции металлического каркаса на опорах, конвейерную ленту, подложку из металлического настила или гравитационных роликов, барабаны, приводной вал и вал натяжения, подшипниковые узлы, гравитационные ролики, червячный мотор-редуктор. Производительность измеряется кубометрами поставляемых товаров в час.

Мощность электродвигателя и типоразмер редуктора зависят от заданной нагрузки на погонный метр конвейера, его длины, ширины ленты, скорости перемещения груза и угла наклона.

Лента

Она изготавливается из прочных синтетических материалов, обладающих повышенной стойкостью к истирающим и разрывным нагрузкам. Применяется с рабочим покрытием из поливинилхлорида (ПВХ), полиуретана (ПУ), тефлона, силикона, хлопка, фетра, различными структурами рабочей поверхности, толщины, усилием натяжения и т. д. Таким образом, полимерные ленты для конвейера обладают всем спектром полезных и необходимых свойств, благодаря которым можно использовать их в любой сфере промышленности.

Дополнительное оснащение

Ленточный конвейер к базовой комплектации дополнительно оснащается:

  • электрический шкаф управления для подключения транспортера к сети 220В;
  • ограничительные и разделительные борта;
  • клиновидные профили для центрирования ленты на валах;
  • колесные опоры с фиксаторами;
  • электрический шкаф управления с преобразователем частоты для регулировки скорости и плавного пуска конвейера;
  • приемный бункер;
  • валы малого диаметра для «ножевого» перехода продукции;
  • защитный кожух;
  • опоры с регулируемой высотой;
  • поддон для сбора просыпающегося продукта;
  • реверсивное движения ленты вперед/назад;
  • поперечные лопатки;
  • выгружной лоток;
  • выносной кнопочный пост;
  • оптические датчики положения груза;
  • тросовый выключатель или кнопки аварийной остановки конвейера;
  • сталкивающие пневмоцилиндры;
  • узлы разворота и сортировки продукции;
  • тензометрические датчики веса продукции;
  • пошаговый режим движения ленты.

Чтобы узнать больше о работе конвейеров, особенностях их эксплуатации, свяжитесь с нами!

Добавить комментарий