Рада продлила мораторий на продажу земли еще на год

18 лет моратория в 15 лицах: президенты и премьеры о продаже земли в Украине

Что говорили о рынке земли Зеленский, Порошенко, Кучма, Ющенко, Тимошенко, Яценюк, Гройсман, Гончарук и другие топ-чиновники

Леонид Кучма, Виктор Янукович, Виктор Ющенко, Петр Порошенко. Все четыре украинских президентов (Янукович лишен этого звания. – Ред.) с момента введения моратория в октябре 2001 года выступали за свободную продажу аграрных угодий. И ни одному из них не удалось отстоять свои убеждения перед парламентом.

Депутаты несколько раз преодолевали президентские вето или саботировали принятие законов, необходимых для снятия моратория и запуска рынка.

Хроника моратория

  • 2001 год – подписан новый земельный кодекс, который запрещал продажу земли на пять лет. Документ предполагал, что в 2005-2010 годах можно будет продавать не более 100 га аграрных земель в одни руки.
  • 2004 год – Кучма дважды пытался отменить мораторий – безрезультатно. Парламент дважды принимал закон о продлении моратория, Кучма дважды его ветировал. В итоге Рада переиграла президента, преодолев вето гаранта и продлив мораторий до 2007 года. Для этого объединили усилия партии Наша Украина, БЮТ и Соцпартия.
  • 2007 год – парламент снова преодолел президентское вето, продлив мораторий на продажу земли до конца 2008 года. Правда, президент уже был новый – Виктор Ющенко.
  • декабрь 2009 – январь 2010 года – Ющенко снова накладывает вето на закон о моратории. Рада его преодолевает с о второй попытки – мораторий продлевают до 2012 года.
  • 2011 год – принимается закон о Государственном земельном кадастре. Это один из двух документов, которые должны были дать зеленый свет свободному обращению земли. Но второй закон – об обороте земель – принят не был.
  • 2012 год – мораторий автоматически продлен до 2015 года.
  • 2015 год – парламент отложил введение рынка земли до 2017 года путем внесения изменений в переходные положения Земельного кодекса.
  • 2016 год – Рада снова продлила мораторий еще на два года – до 2018-го.
  • 2018 год – парламент продлил мораторий на продажу земли еще на год – до конца 2019-го.

У Владимира Зеленского может получиться. Cейчас парламент максимально близок к цели.

В начале 2020 года наконец-то перестал действовать мораторий – депутаты просто его не продлили.

Закон об обороте земель могут принять уже на этой неделе. Это означает запуск рынка в этом году.

Что обещали и как относились к рынку земли пять президентов и премьеров, – в обзоре LIGA.net. Спойлер – некоторые из них меняли точку зрения в зависимости от того, где они находились – при власти или в оппозиции.

Леонид Кучма, второй президент Украины (1994-2005 гг)

“Земельный кодекс – это не просто закон, это Конституция земли, которую ждет множество людей. Этот закон будет работать на Украину. Но норма о продаже земли только с 2005 года – это тормоз, который не будет способствовать реформированию земельных отношений” (2.11.01, пресс-конференция в Мариуполе).

“Похоже, кое-кому из тех, кто тормозит принятие [ закона о рынке земли], нужно время для продолжения беззакония в этой сфере. Только этим можно объяснить попытки в третий раз продлить мораторий на включение земли в экономический оборот” (18.11.2004, речь президента на торжествах по случаю Дня работников сельского хозяйства).

Виктор Ющенко, третий президент Украины (2005-2010)

“Украина не готова к торговле землей. У государства нет никаких гарантий, никаких законов, которые бы защитили селян от злоупотреблений, мошенничества и бандитизма. А земля – это последнее, что у них осталось. Несмотря на полное обнищание крестьян, на руины украинского села, нынешняя власть вводит с 1 января 2005 года куплю-продажу сельскохозяйственных земель. Украинское село снова хотят ограбить”. (кандидат в президенты Ющенко в обращении к селянам 5.10.2004).

Став президентом Ющенко изменил точку зрения.

“Дальнейшее затягивание с открытием рынка земли приведет к злоупотреблениям и тенизации. Со своей стороны приму все возможные меры по обеспечению своевременного вступления в силу указанных законов, которые будут отвечать Конституции Украины, предусматривать реальные гарантии защиты прав граждан, будут отвечать общегосударственным интересам. Я использую свое право обратиться в Конституционный суд с просьбой признать это решение (преодоление вето Верховной Радой. – Ред.) недействительным” (11.01.2007, речь в Алчевске Луганской области после подписания продления моратория).

Виктор Янукович, лишен звания президента (2010-2014)

“Благодаря Богу, мы имеем самые благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, но не можем дать людям возможность для эффективной обработки земли. Крестьяне не имеют достойного заработка. Земельные ресурсы разворовываются, а потребительский рынок Украины заполнен импортными продуктами питания не всегда надлежащего качества. Этот порочный круг необходимо разорвать. Поэтому с 2012 года в Украине должен функционировать рынок земель сельскохозяйственного назначения” (23.02.2011, заседание Комитета по экономическим реформам в Киеве).

Петр Порошенко , пятый президент Украины (2014-2019)

“Отсутствие права на свободную продажу и покупку земли сельскохозяйственного назначения, безусловно, сдерживает инвестиции в аграрную сферу, снижает и нарушает права крестьян, занижает, между прочим, и цену аренды, извлекая из их карманов последние копейки. Но мне известно и общественное мнение, которое есть в Украине по этому вопросу, и позиция большинства парламентских фракций. Как решить эту проблему, уважаемые народные депутаты, – это ваша компетенция: либо прятать голову в песок и ничего не менять, или все-таки работать над созданием рынка земли в Украине, но со всеми возможными предохранителями от любых негативных последствий” (06.09.2016, выступление в Верховной раде с ежегодным посланием президента).

“Даже в самые тяжелые времена я говорил, что прорыв, форсаж в экономическом развитии Украины невозможен без внедрения рынка земли – прозрачного, активного, где мы должны защитить владельцев земли Земельным кадастром, минимальными ценами на землю” (17.04.2019, дискуссия с представителями общественных организаций).

Владимир Зеленский , действующий президент

“Запрет свободно распоряжаться своим имуществом, а именно землей, валютой или запрет заниматься деятельностью, которая не наносит другим вреда, например, играть в легальные азартные игры – все эти запреты должны быть отменены. Если в сентябре мы сформируем новое правительство, то до конца этого года вопрос будет решен” ( 20.06.2019, встреча с бизнесом)

“Хочу развеять несколько мифов. Первое – земля принадлежит украинцам. В модели, которую предлагаем мы с правительством, покупать или продавать землю смогут только украинские граждане или украинские компании. Страшилки об арабах, китайцах или инопланетянах, которые вывезут нашу землю вагонами, – это бред” (19.09.2019, встреча с аграриями).

“Государство не создало возможности работать на своей земле. Украинцы не могут продавать или покупать участки сельскохозяйственного назначения. Граждане Украины лишены этого права так же, как жители Северной Кореи, Венесуэлы, Таджикистана, Кубы и Конго. Тогда как в Польше, Беларуси, США, Германии, Италии, Израиле, Китае рынок земли есть” (11.11.2019, видеообращение)

Земельная премьериада

С момента объявления моратория в Украине сменилось 10 премьер-министров. Причем некоторые из них Виктор Янукович, Николай Азаров и Юлия Тимошенко занимали премьерское кресло по несколько раз.

Мы выбрали самые интересные высказывания.

Анатолий Кинах (29.05.2001-21.11.2002)

“Основная цель проводимой сейчас аграрной реформы и состоит в том, чтобы все граждане Украины, которым закон дает право на земельный имущественный пай, могли стать хозяевами земли! Но, к сожалению, некоторые бюрократы весьма обеспокоены тем, что у земли будет настоящий, эффективный хозяин. И всячески этому препятствуют” (11.01.2002, прямая телефонная линия газеты “Факты”).

Виктор Янукович (21.11.2002-5.01.2005)

“Мы считаем, что нужно совершенствовать уголовное законодательство, Уголовный кодекс, где должно быть предусмотрено соответствующее наказание за это преступление – самозахват земли. Нужно формировать рынок земли, который сам по себе автоматически снимет эти вопросы на перспективу” (11.08.2006 пресс-конференция в Симферополе).

Николай Азаров (7.12.2004-28.12.2004, 5.01.2005-24.01.2005, 11.03.2010-28.01.2014)

“Товарный рынок земли – это условие для инвестиционно-инновационного развития аграрного комплекса, ипотеки, жилищного строительства. Отмена моратория выведет этот рынок из тени, хотя бы частично. Процент участия иностранцев и условия продажи им земли нужно прописать в нормативных документах. Хочешь создавать аграрный комплекс – пожалуйста, мы только за! Но если ты собираешься превратить землю в предмет спекуляции, тогда извини!” (14.12.2007, интервью журналу Фокус).

Юлия Тимошенко (24.01.2005-8.09.2005, 18.12.2007-11.03.2010)

“Нельзя снять мораторий на продажу сельскохозяйственной земли, когда нет практически ни одного необходимого закона, который создает рынок земли… Нужно как можно быстрее принимать все законы, которые формируют рынок земли, но землей должны владеть граждане Украины, которые живут и работают на этой земле” (27.12.2007, программа “Я так думаю” на телеканале 1+1).

Сейчас позиция Тимошенко кардинально противоположная – ее фракция против отмены моратория.

“Какое вы имеете право без воли народа продавать землю. Это нарушение суверенитета Украины. Все, кто будет к этому причастен, будет привлечен к уголовной ответственности” (2.12.2019, согласительный совет парламента).

Юрий Ехануров (8.09.2005-4.08.2006)

“Пока в Украине не будет частной собственности на землю, ничего в Украине не будет. Я лично буду вносить, чтобы этот вопрос стоял в коалиционном соглашении, чтобы обеспечить принятие законодательства, которое бы укрепило позиции частной собственности в Украине, в том числе на землю”. ( 15.05.2006, пресс-подход к журналистам).

Алексадр Турчинов (3-11.03.2010)

И.о. премьера Турчинов был всего неделю, поэтому заявлений о рынке земли в этой должности сделать не успел. Однако в статусе первого вице-премьера эта тема была ему достаточно интересна.

“Этот документ (закон о рынке земли. – Ред.) должен стать фундаментальным для создания цивилизованных земельных отношений и предотвратить теневую приватизацию земли или ее аренду. Этот закон должен ослабить тех, кто привык играть на нецивилизованных земельных отношениях (27.02.2008, заседание Кабмина).

Сергей Арбузов (28.01.2014-27.02.2014)

Заявлений о земельной реформе в статусе премьера нет. Зато он активно комментирует эту тему сейчас.

“Нужно ли спешить? Готов ли рынок? Это большой вопрос. Земельная реформа должна проводиться очень грамотно и спокойно. Нужен проект реформы, должны пройти общественные слушания. Нельзя забывать, что это самый большой из оставшихся и незапущенных в свободное плавание активов страны. Возможно, поэтому следует еще раз подумать, перед тем как пользоваться правом большинства в ВР. Не зря же продлевали мораторий целых 10 раз?” (7.09.2019, Facebook-страница Арбузова)

Арсений Яценюк (27.02.2014-14.04.2016)

” В существующей законодательной базе у нас с 2016 года заработает не рынок земли, а базар земли. Нам надо вырабатывать экономическую и политическую позицию по этому вопросу. Я – первый, кто заинтересован в инвестициях в агросектор, но допустить разбазаривание и распродажу земли, чтобы появились лендлорды, мы не имеет права. Нам надо до снятия моратория решить несколько вопросов. Первый – инвентаризация земли. Вторая задача – ограничение права собственности на землю в одних руках, прямо или опосредованно. Третья задача – право собственности на землю на данном этапе, и это моя политическая позиция, должно быть закреплено за гражданами Украины. Четвертый вопрос – функционирование выкупа земли. И пятое – до снятия моратория нужно провести выборочный эксперимент по продаже госземель на аукционе ” (24.09.2015, выездное заседание правительства в Полтаве)

Владимир Гройсман (14.04.2016-29.08.2019)

“Не будет моей инициативы, я не позволю продажу украинской земли. Я могу допустить единственное – чтобы эту землю имел возможность покупать и продавать украинский фермер, и то в ограниченном количестве, и это должен быть украинец, а не иностранец. Я не буду прислуживать никаким латифундистам и “карабасам-барабасам” (22.06.2018, ч ас вопросов к правительству в Верховной Раде).

Алексей Гончарук (с 29.08.2019)

“Мы не можем удовлетворить всех, наша задача – балансировать интересы всех стейкхолдеров, а не одной определенной группы, устанавливать прозрачные правила игры и поддержать честную конкуренцию. Эта реформа делается в первую очередь для украинцев и в интересах украинцев” (13.11.2019, Facebook-страница Гончарука).

Читайте также:  Как выбрать GSM сигнализацию для дома: советы и особенности

Земельная реформа: как будет работать рынок земли в Украине

В Украине отменили мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. Что изменится для граждан страны, и даст ли земельная реформа экономический эффект?

В ночь с 30 на 31 марта Верховная рада во втором чтении приняла закон, который должен открыть в Украине рынок сельскохозяйственной земли. Политики называют это событие историческим, однако эксперты считают, что радоваться рано, поскольку рынок земли в Украине будет действовать со значительными ограничениями.

Закон о продаже земли: удовлетворить всех?

Закон об открытии рынка земли, которого в Украине ждали почти двадцать лет, принимали долго и эмоционально. В Верховную раду он поступил на рассмотрение в октябре 2019 года. В первом чтении законопроект проголосовали в ноябре. Голосование сопровождалось протестами противников отмены моратория на продажу земли. Перед голосованием во втором чтении депутатам понадобилось два с половиной месяца, чтобы рассмотреть четыре тысячи правок.

Финальный текст документа за это время кардинально изменился. Эксперты объясняют это тем, что представители пропрезидентского монобольшинства из фракции “Слуга народа” и сам украинский президент Владимир Зеленский хотели удовлетворить интересы всех: начиная от фермеров и Международного валютного фонда (МВФ), заканчивая политическими оппонентами, поскольку в самом монобольшинстве голосов в поддержку закона не хватало.

В итоге документ приняли 259 голосами, причем поддержала закон только часть депутатов президентской фракции “Слуга народа”. “За” проголосовали также представители оппозиционных фракций – “Голос” и “Европейская солидарность”, а также депутаты из группы “Доверие”. Против открытия рынка земли в Украине выступили депутаты из фракций “Батькивщина”, “Оппозиционная платформа – За жизнь” и группы “За будущее”.

Отсроченное предложение земли

Ранее законопроект предусматривал, что одному покупателю можно будет приобрести не более 10 тысяч гектаров. Согласно окончательной версии документа, в первые три года можно будет покупать не более 100 гектаров “в одни руки”. И только с 2024 года – до 10 тысяч гектаров. С 2021 до 2024 год право на покупку земли будет только у физических лиц. Юридическим лицам покупать землю сельскохозяйственного назначения в этот период запрещено, они смогут покупать ее только с 2024 года. Предусмотрено преимущественное право арендатора на покупку земли, которую он арендовал и обрабатывал.

Заседание Верховной рады (фото из архива)

Запрещено продавать землю, находящуюся в государственной собственности. Именно на этом настаивала фракция “Европейская солидарность” и пообещала отдать свои голоса за законопроект только при условии, что на продажу государственных земель будет наложен мораторий. Банки не смогут покупать землю, однако могут быть собственниками земельных участков в пределах взыскания залога. Такие участки должны быть отчуждены у банка на торгах в течение двух лет. Цена продажи участков сельскохозяйственного назначения не может быть ниже их нормативной денежной оценки. Эта норма будет действовать до 1 января 2030 года.

Продажа земли иностранцам под вопросом

Напротив, не произошло изменений в вопросе предоставлении права иностранцам покупать землю: как говорится в финальной версии документа, иностранные компании и граждане не смогут покупать землю, пока этот вопрос не решится отдельно на референдуме. Кроме того иностранным гражданам запрещается покупка земельных участков в 50-ти километровой зоне от государственной границы Украины, независимо от решения референдума.

Не смогут покупать украинскую землю компании, владельцами которых являются граждане страны-агрессора. На данный момент в Украине страной-агрессором признана Россия. Также запрет распространяется на компании, акционерами или конечными бенефициарами которых являются иностранные государства, а также в случае, если невозможно установить бенефициарного владельца компании. Не будут иметь права на покупку украинской земли и компании, бенефициары которых зарегистрированы в офшорных зонах, а также компании из стран, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и компании под санкциями.

Покупка земли для перепродажи будет процветать?

Эксперт по земельным вопросам Киевской школы экономики Олег Нивьевский считает, что формально Украина выполнила требование МВФ относительно открытия рынка земли, и поэтому украинское правительство сможет рассчитывать на возобновление сотрудничества и деньги фонда. Он считает это “большим плюсом” закона. В то же время, анализируя детали, Нивьевский не скрывает своего разочарования. Он обращает внимание на то, что фактически Верховная рада продлила мораторий на продажу земли еще больше, чем на год, и создала условия для спекуляций с землей. “То, что юридическим лицам запретили покупать землю до 2024 года, приведет к тому, что сейчас физлица будут ее скупать для кого-то. Инвестиций фермерам это не принесет”, – прогнозирует эксперт.

Противники закона о продаже земли в Украине (фото из архива)

По мнению Нивьевского, такие спекуляции приведут к тому, что из-за ограниченного спроса на землю со стороны юридических лиц ближайшие четыре года владельцы земельных паев не смогут продать свою землю по рыночной цене и будут вынуждены отдавать свои земельные участки со значительным дисконтом. “Эффект от этого закона нулевой. Роста экономики не будет”, – сказал DW Олег Нивьевский.

Кроме этого, эксперты опасаются, что спекулятивные скупки сельхозземли с целью перепродажи могут привести к тому, что землю перестанут обрабатывать. “Рынок будет серым, ведь не все, кто будет покупать, будут заниматься фермерством, а скорее купят на всякий случай с целью перепродажи и будут ждать увеличения цены на нее”, – говорит эксперт по земельным вопросам Украинского клуба аграрного бизнеса Эллина Юрченко.

“Потерянный шанс” Украины?

Аналитиков, с которыми удалось пообщаться DW, смущает то, что норма о проценте концентрации земли “в одни руки” в пределах области, района и одной территориальной общины вообще исчезла из закона, а юридических лиц и иностранцев украинские депутаты отстранили от возможности купить землю.

Неоднозначное отношение к принятому закону продемонстрировал и известный в Украине инвестиционный банкир Сергей Фурса. На своей странице в социальной сети Facebook он отметил, что теперь в Украине “уйдет в прошлое нарушение базовых прав частной собственности, когда у человека собственность вроде бы и есть, но распоряжаться ею нельзя”. В то же время принятый закон о рынке земли он называет “историей о потерянном шансе” Украины. По его словам, основной эффект от земельной реформы должен был заключаться в приросте банковского кредитования, которое бы привело к масштабному инвестированию в агросектор. Но, по его убеждению, украинские агроолигархи через своих лоббистов в Верховной раде выхолостили закон и земельную реформу.

“Кого банки смогут кредитовать теперь? Пулы физических лиц, каждый по 100 гектаров? В итоге если и будут кредиты, то минимальные. Не говоря уже о том, что запрет покупать землю иностранцам отсекает иностранные инвестиции, которые нам вроде бы и нужны”, – написал банкир на своей странице в Facebook. Фурса считает, что принятый закон об открытии рынка земли в Украине нельзя назвать полноценной реформой.

Рада продлила мораторий на продажу земли: на сколько и каковы аргументы

Share this with

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Верховная Рада проголосовала за продление моратория на продажу земли сельхозназначения “до вступления в силу закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, но не ранее 1 января 2020 года”. За это проголосовали 231 парламентария.

    В принятом варианте также предусмотрено, что правительство должно разработать и до 1 марта внести на рассмотрение парламента законопроект “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

    Что предлагали?

    В целом депутаты предложили и рассмотрели по сокращенной процедуре 15 законопроектов, посвященных этой теме. Один из них даже предлагал отменить мораторий 22 апреля 2019 года – в годовщину дня рождения Владимира Ленина. Было также и предложение продлить мораторий до 2030 года.

    Как отметили в профильном аграрном комитете, в целом законопроекты отличались разве что датой, до которой должен быть продлен мораторий. Там также признали, что продление моратория не имеет юридического смысла без принятия закона об обороте земель, однако оно важно для “снятия социальной напряженности” вокруг этого вопроса.

    При этом, при обсуждении опасности “скупки украинской земли транснациональными корпорациями” говорили как представители оппозиционных сил, так и “Свободы”, а назвать списки крупнейших латифундистов, которые якобы уже владеют украинскими землями, обещали как депутаты из БЮТ, так и парламентарии из “БПП”.

    “Рынок земли нельзя ввести завтра”

    Мораторий на продажу сельхозземли был введен как временная норма еще в 2001 году в переходных положениях Земельного кодекса. С тех пор его действие неоднократно продлевали.

    Впрочем, в тех же переходных положениях говорится, что мораторий не может быть снят до того, как вступит в силу закон об обороте земель. Из-за этого ряд депутатов, а также экспертов утверждают, что даже в случае, если бы депутаты не продлили мораторий, рынок земли все равно не заработал бы без нужного закона.

    Однако в министерстве аграрной политики даже говорят, что по-настоящему открыть рынок земли можно будет только через два года после принятия закона об обороте земли.

    По словам исполняющего обязанности министра Максима Мартынюка, это связано с тем, как работает этот рынок сейчас, когда крупные арендаторы накопили целые “банки” земли:

    “Рынок земли нельзя ввести завтра, потому что большие массивы земли в аренде, надо обеспечить права арендаторов. При ошибочных решениях мы поставим под угрозу потенциал производства аграрной продукции в целом, так как если эти земельные банки будут распыляться, то будет падение валового производства” .

    Сейчас, говорит чиновник, следовало бы убрать норму о временном моратории из переходных положений Земельного кодекса. Но в то же время “политических возможностей” для принятия такого решения в министерстве аграрной политики не видят.

    Базар без рынка

    Вместе с тем, обозреватели уже не первый год отмечают, что, несмотря на отсутствие рынка земли, она уже имеет своих владельцев “де-факто”. Самой распространенной формой этого является длительная аренда – на 50 лет.

    Владельцы паев отдают свою землю в аренду по цене, которая на порядок ниже, чем в Европе, несмотря на то, что качество украинских черноземов является своеобразным “брендом”.

    При этом земельные банки, которые на условиях аренды собрали агрохолдинги, работающие в Украине, огромны и составляют сотни тысяч гектаров пашни.

    Однако именно крупные аграрные хозяйства производят значительную часть продукции АПК, доля которой в экспорте выросла до более 40%, опередив традиционные металлургию и химию.

    Но дела могли бы идти еще лучше. Во Всемирном банке называют земельную реформу ключевой из реформ, которые Украина могла бы реализовать уже в ближайшем будущем.

    По подсчетам Всемирного банка, открытие рынка сельскохозяйственной земли, продажа которой сейчас запрещена, дало бы Украине дополнительные 1,6% прироста ВВП ежегодно.

    Кроме того, это позволило бы исправить искаженную теневым рынком и коррупцией ситуацию вокруг одного из крупнейших ресурсов Украины.

    Проведение земельной реформы есть также и в списке первоочередных “маяков” новой программы сотрудничества Украины с МВФ. Впрочем, так было и при предыдущей программе, действие которой директора фонда по просьбе Киева прекратили 18 декабря.

    Юридические осложнения

    В мае Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по делу “Зеленчук и Цицюра против Украины” признал мораторий на продажу земли нарушающим право человека распоряжаться собственностью.

    Суд обязал Украину прибегнуть к законодательным шагам, которые бы обеспечили справедливость для владельцев земли, и это распространяется не только на истцов.

    Читайте также:  Что такое пассивный дом: правила строительства и тонкости проектирования

    Но украинское правительство имеет право самостоятельно определять, как будет решен этот вопрос.

    Однако если Украина и в дальнейшем “будет демонстрировать ложное промедление” с принятием соответствующих законов, то речь пойдет уже и о денежных компенсациях за нарушение прав граждан, которые обратятся в суд. Эксперты ожидают, что счет может пойти на миллиарды гривен.

    В то же время украинский Конституционный суд отказался рассматривать конституционность моратория.

    “За” и “против”

    Согласно исследованию, проведенному GfK и Центром экономической стратегии, поддержка продажи земли очень разнится в зависимости от региона.

    Если в Закарпатье и на Волыни свободный рынок земли поддерживают 72-64% опрошенных соответственно, то в Сумской и Хмельницкой поддержка находится в пределах статистической погрешности – до 3%, в Херсонской же области она составляет 6%.

    При этом авторы исследования также отмечают, что результаты отличаются – до 10 процентных пунктов – в зависимости от того, как сформулирован вопрос: о снятии моратория на продажу земли или праве свободно распоряжаться своей собственностью, хотя речь, по сути, идет об одном и том же.

    По результатам опроса, продажу земли активно поддерживают именно владельцы земельных паев, среди которых 32% ответили, что хотят иметь право продать земельный участок, если это им нужно. Среди противников продажи земли 60% ею не владеют.

    Эксперты обращают внимание и на еще один аспект проблемы – демографический. Владельцы земли пожилого возраста умирают, так и не воспользовавшись своим правом собственности на свой земельный пай. Из почти 7 млн украинцев-владельцев земельных паев более 1 млн владельцев земельных паев уже умерли.

    Следите за нашими новостями в Telegram

    Мораторий на продажу земли. Для кого он снова продлен

    Рада продлила мораторий на продажу земель сельхозназначения еще на год. Главный аргумент – для открытия рынка не подготовлена законодательная база. Эксперты считают, что дело совсем не в этом: просто, в парламенте очень сильно лобби тех, кому этот запрет, приносящий миллионные прибыли, выгоден.

    Верховная Рада снова сдала на «отлично» экзамен по выполнению заветов дедушки Ленина. Причем, такая качественная подготовка по марксизму-ленинизму присуща народным избранникам уже 17 лет. С неистовым упорством они из года в год продлевают мораторий на продажу земель сельхозназначения. Учитывая эту традицию, одобрительное голосование последователей Ильича 20 декабря было вполне прогнозируемым.

    Единственное, чем отличалось действо в этом году, так это – количеством поданных в Раду «земельных» законопроектов. Их в парламенте было зарегистрировано аж 17. Отличались они только сроком запрета. Одними предлагалось его продлить до очередного дня рождения Ленина – до 22 апреля 2019 года, другими – до 1 января 2030 года, и даже была больная идея сделать мораторий бессрочным. Впрочем, такое изобилие законотворческих инициатив легко объясняется грядущими выборами – президентскими и парламентскими, на которых каждый крупный политический игрок намеревается рассказывать о том, что «не дал(а) олигархам украсть землю у крестьян» (на самом деле, нет. Продлевая мораторий, депутаты каждый раз дают возможность агроолигархам зарабатывать барыши на бесправных крестьянах).

    Профильный парламентский комитет рекомендовал поддержать тот из законопроектов, который продлевал мораторий до 1 января 2020 года, то есть, еще на год. Такой срок комитетчики объяснили необходимостью отсрочки, чтобы разработать и принять необходимый для рынка (читай: выгодный олигархам) закон об обороте земель.

    Представляя законопроект в Раде, его инициатор, член фракции БПП, заместитель главы профильного комитета Александр Бакуменко заявил, что в юридическом плане продление моратория не имеет никакого политического смысла, поскольку он будет снят сразу, как только будет принят закон об обороте сельскохозземель. Причем закон обязывает Кабинет министров разработать столь нужный документ и подать его в Раду. Депутаты прониклись, и 231 голосом поддержали законопроект.

    Эпопея запрета

    Любопытный нюанс – о том, что закон об обороте земель необходим, говорится уже который год, принятые документы о продлении моратория всегда обязывали Кабинет министров его разработать. Но воз и ныне там.

    Кстати, на протяжении всего времени действия моратория с ним постоянно происходят какие-то казусы. Началось все с того, что в 2001 году Верховная Рада приняла закон, которым установила, что временно, до принятия Земельного кодекса, собственники паев не могут продавать, дарить или иным образом отчуждать земельные участки, лишь передавать их в наследство и продавать для государственных и общественных нужд. Но Земельный кодекс был принят в том же году. И вдруг со ссылкой на него же установили, что запрет продлевается до 1 января 2005 года, разрешается только обмен, передача в наследство и изъятие земель для общественных нужд. С тех пор этот так называемый мораторий продлевали 10 раз (в 2004, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012, 2015, 2016, 2017 и 2018 годах).

    Хотя, нужно отдать должное – на сегодня для реализации земельной реформы сделано немало: принят закон о консолидации земель, заработали земельный кадастр и реестр имущественных прав, между ними даже налажен обмен данными, определились и с выморочным наследством. Вся загвоздка – в законе об обороте земель, который, по замыслу, должен обеспечить прозрачные правила игры на рынке. Для его принятия нужна лишь политическая воля, которой так не хватает – как правительству, так и народным депутатам. Причем и первые, и вторые кричат на всех эфирах и со всех трибун, что рынок нужно открыть и это принесет экономике только плюсы, но есть одно «но» – сделать без законодательной базы это невозможно. Замкнутый круг – рынок необходим, но нет законов, и об этом заявляют законодатели.

    Ни правительство, ни нардепов не смущает и тот факт, что на открытии рынка земли давно настаивают и ЕС, и МВФ. Это обязательство Украины выписано как в Соглашении об ассоциации с Евросоюзом, так и в Меморандуме о сотрудничестве с Фондом.

    Не нервничают власти и по поводу заявления Европейского суда по правам человека. Еще в мае ЕСПЧ обязал Украину снять мораторий на продажу земли. В вердикте подчеркивалось, что он нарушает Европейскую конвенцию по правам человека.

    Это решение было вынесено в рамках так называемого дела «Зеленчук и Цицюра против Украины». Суд постановил, что государство не обеспечило справедливый баланс между интересами общества и имущественными правами заявителей. ЕСПЧ пригрозил – в случае продления моратория будет присуждать компенсацию имущественных потерь для истцов. Пока он от таких действий воздержался в надежде, что к его рекомендациям прислушаются. В соответствии с законом о выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека, решения ЕСПЧ являются в Украине обязательными к выполнению.

    В Министерстве юстиции уже заявляли, что компенсации могут составить миллиардные суммы, так как землевладельцев, права которых нарушает мораторий, насчитывается порядка 7 миллионов. Правительство изучало возможность обжалования решений суда, даже была создана рабочая группа, но пока никто не отважился на подобные действия.

    Так неужели депутаты не понимают рисков и вреда для экономики из-за продления моратория? Да нет, все они понимают…

    Земля в заложниках

    Олег Кулинич, председатель подкомитета аграрного комитета Верховной Рады считает, что с юридической точки зрения продление моратория путем принятия отдельного закона не было критической необходимостью, ведь мораторий и так будет действовать до момента принятия закона об обороте сельскохозяйственных земель. Тем не менее, этот вопрос настолько политизирован и конфликтен, что очередное продление моратория традиционно призвано было разрядить напряженную ситуацию в обществе.

    «К сожалению, эта ситуация частично является виной и самих политиков, которые спекулируют на этой теме вместо того, чтобы проводить с людьми грамотную разъяснительную работу. Сейчас мы так и не получили правительственного законопроекта об обороте земель, а те законопроекты, которые вносились народными депутатами, по моему мнению, имеют много недостатков и не решают проблему комплексно. Поэтому в сложившейся ситуации, по большому счету, альтернативы этому решению не было. К тому же, введение рынка земли без параллельного запуска эффективных механизмов поддержки фермерства, без доступа мелких и средних фермеров к кредитным ресурсам, без предварительного урегулирования ряда проблем земельного законодательства могло бы еще больше усугубить негативную ситуацию в сельской местности. Кстати, это мнение мне озвучивали и депутаты европарламента во время встреч в Страсбурге – рынок земли в Украине нужно вводить постепенно и с учетом очень многих юридических, экономических и социальных аспектов», – оправдывается парламентарий.

    А вот по мнению Бориса Кушнирука, главы экспертно-аналитического Совета Украинского аналитического центра, озвученные риски к продлению моратория не имеют никакого отношения. Запрет выгоден, в первую очередь, олигархам от агробизнеса, а также ряду фермеров, интересы которых и лоббируют нардепы вроде Кулинича.

    «Страшилки популистов тут не уместны. Все давно согласились с тем, что земля, если будет продаваться, то исключительно гражданам Украины и не более 200 га на одного человека. Причем продавать землю, согласно статданным, хотят не более 17% собственников. Поэтому никто ничего скупить не сможет, да и никому это не нужно. Агроолиграхам – так точно, они стали долларовыми миллиардерами за счет того, что не доплачивают за аренду земли селянам, так как она стоит (в аренде) в разы меньше, чем если бы был открыт рынок (и нужно было бы не просто ее купить, но и выплачивать за нее изрядные налоги, – УНИАН). Поэтому «плач Ярославны» популистов идет на пользу именно агроолигархату. Они оставляют в своих кошельках миллионы долларов каждый год, которые должны были бы уплатить селянам. И это основная причина лоббирования моратория. Вторая – за мораторий выступает часть фермеров. Одни его боятся, хотя повода нет. Предлагается продавать им госземли с рассрочкой в 30 лет фактически на беспроцентной основе. То есть, купить землю у них возможность есть. Большая часть фермеров в продаже земли не заинтересованы. Сейчас они получили паи в аренду по дешевке, безжалостно, не вкладывая ни копейки, их используют, нарушая технологии земледелия. В результате – плодородие земли падает катастрофически, что зафиксировано официально международными организациями. И все это происходит только потому, что земля не является собственностью», – отмечает эксперт.

    Он также не исключает миллиардных потерь бюджета из-за исков в ЕСПЧ землевладельцев из-за продления моратория на продажу земли.

    «Продление моратория будет означать старт бизнеса – организации подачи исков в ЕСПЧ. Европейский суд будет просто штамповать по упрощенной процедуре решения о выплате компенсаций. И если это поставят на поток, то речь идет о миллионах долларов, которые придется выплачивать, причем – из бюджета, а не из карманов тех, кто проголосовал за продление моратория», – предостерегает Кушнирук.

    Тарас Козак, координатор Общественной платформы «Новая страна», резюмирует: «Популисты говорят – «не дадим торговать землей, потому что земля – не товар». Но, уважаемые народные депутаты, какая-то путаница вышла. Совесть – это не товар, не торгуйте совестью. Дайте возможность продавать и покупать землю, как это происходит во всех развитых странах.

    Каждый год моратория на свободный оборот сельхозземель миллионы украинских селян будут прозябать в нищете. Причем, будучи владельцами нескольких гектаров самых плодородных в мире земель, но не имея возможности продать свои паи или по рыночной цене сдать в аренду. Из телевизора льется поток пропаганды – землю нельзя продавать, и люди в это верят. Но это – манипуляции. Нужно дать селянам выбор, нельзя их держать за дураков. Они сами разберутся: продавать землю или подождать, сдавать в аренду или обрабатывать самостоятельно. Сторонники моратория не дают им выбора, нарушая их права».

    Читайте также:  Правила проведения бетонирования пола в квартире: необходимые материалы и этапы

    Когда заработает рынок земли (спойлер: не скоро)

    В сентябре текущего года президент Петр Порошенко выразил сомнение в том, что в ближайшее время Верховная Рада откроет рынок земли из-за стартовавших выборных процессов. Но эксперты считают, что, несмотря на максимальную политизацию следующего года, препятствий для принятия необходимой законодательной базы нет. Лишь бы было желание.

    «Все будет продолжаться до тех пор, пока не появится политическая воля. Агроолигархи в моратории заинтересованы, цена вопроса каждый год составляет сотни миллионов долларов. Им выгодней значительно меньшие суммы раздать в чемоданчиках парламентским «борцам за народ», чтобы те рвали на себе дорогие рубашки и кричали, как они против продажи земли для защиты селян. До парламентских выборов такой популизм будет господствовать. Надежды на снятия моратория на ближайшую перспективу практически нет. Хотя никаких проблем его аннулировать тоже нет. Все законодательные акты давно разработаны. Исполняющий обязанности министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк рассказал, что, если сейчас внести их в Раду, то никто не поддержит. А это означает, что документы на неопределенный срок будут отложены. Вот и получается, что какие-то результаты могут быть только после выборов», – подчеркнул Кушнирук.

    А «пока суд да дело», мораторий на продажу земли, который действует, кроме Украины, еще в ряде самых успешных страны мира – Конго, Венесуэле, Северной Корее, Таджикистане и на Кубе, не только нарушает конституционные права семи миллионов украинских землевладельцев, но и приводит к негативным последствиям для экономики. В первую очередь, это потеря инвесторов – кто же в здравом уме будет вкладывать деньги в страну, где нарушаются права собственности? При этом, земля давно стала объектом «черной» торговли, и страдают от этого беднейшие селяне, которые сейчас за копейки сдают свои паи в аренду. Кроме того, в виду неразберихи в этой сфере, государство даже представления не имеет, кем и по какому праву обрабатываются миллионы гектаров, ведь все «земельные» операции проводятся вне правового поля, что, в свою очередь, способствует регулярным рейдерским скандалам при уборке урожая.

    Вот и выходит – кому беда, а кому и мораторий. Вот только «домораториться» можно до того, что «черный» рынок сам все порешает, ведь законы ему не нужны. Ну, а бюджет, который Гройсману так трудно наполнять, тем временем теряет, по оценке Всемирного банка, до полутора миллиардов долларов в год. Именно такой доход украинской казны, по оценке международных экспертов, возможен при отмене моратория.

    Рада продлила мораторий на продажу с/х земли

    КИЕВ (Рейтер) – Верховная Рада Украины продлила во вторник на два года до 1 января 2012 года мораторий на продажу сельскохозяйственных земель из-за отсутствия законодательной базы и опасений злоупотреблений. Парламентарии сочли, что страна не готова к рыночным отношениям в этой сфере с 1 января 2010 года. В Земельном кодексе, утвержденном 10 лет назад, парламент разрешил куплю-продажу сельскохозяйственной земли, однако после этого неоднократно устанавливал мораторий, объясняя его отсутствием ряда законов. Рада до сих пор не приняла законы о государственном кадастре, о земельном рынке, о регистрации земельных участков. Также отсутствует информация о качественном составе земель и не проведена их оценка. Противник продления запрета на продажу земли, президент Украины Виктор Ющенко критиковал законодателей, считая, что отсутствие свободного рынка земли провоцирует нарушения и сдерживает развитие аграрного комплекса. Украина в конце 1990-х разделила земли между бывшими колхозниками, получившими в собственность по несколько гектаров, переданные впоследствии в основном в аренду фермерам, либо крупным агрохолдингам. Сторонники моратория утверждают, что появление свободного рынка без законодательных ограничений может привести к утрате украинскими аграриями своей земли. Украина является одним из крупнейших мировых производителей аграрной продукции. В 2009 году Украина снизила сбор зерна до 48 миллионов тонн с рекордного урожая 2008 года в 53,3 миллиона. По прогнозам экспертов, в сезоне 2009/10 годов страна может экспортировать 23 – 24 миллиона тонн зерна. (Юрий Куликов. Редактор Шамиль Байгин)

    «Длинный хвост» коронавируса. Как британский инфекционист несколько месяцев болел ковидом

    Витамин С и «голодная диета» против рака. Возможен ли переход к нетоксичным лекарствам?

    «Люди, выполняющие бредовую работу, обычно окружены почетом и уважением»

    «Ок, мы инфицированы. А почему не умираем?» Хроники госкапитализма

    Начальник полиции не помещался в «Ламборгини»

    Заметили ошибку?
    Выделите ее и нажмите +Enter

    Следите за нашими обновлениями, где вам удобно

    Орфографическая ошибка

    Как оформить подписку для юридических лиц

    Стоимость подписки на Republic на год для юридических лиц составляет 14 800,00 руб. НДС не облагается в связи с применением УСН, ст.346.11 НК РФ. Пакетное предложение Republic+Дождь и подписка на Republic с ежемесячной оплатой для юридических лиц недоступны.

    Для того, чтобы оформить подписку на юридическое лицо, необходимо направить заявку на buh@republic.ru c реквизитами вашей организации. В ответном письме вы получите скан счета и порядок получения доступа для ваших сотрудников. Подписка для юридических лиц предполагает полное бухгалтерское сопровождение — ежемесячное предоставление счетов-фактуры и актов оказанных услуг.

    Юридическое лицо принимает оферту и осуществляет оплату услуг Общества на основании выставленного счета. В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ оплата услуг Пользователем является акцептом оферты, что считается равносильным заключению Соглашения на условиях, изложенных в оферте. Договор оферты опубликован на Сайте по адресу: https://republic.ru/proposal

    Если у вас есть вопросы по приобретению подписки для юридического лица, отправляйте свой запрос на buh@republic.ru.

    Авторы и редакторы Republic работают не на абстрактную «аудиторию», которую другие СМИ любят описывать миллионными цифрами и процентами, а на вполне конкретную группу людей, заплативших за подписку. Все доходы авторов и редакторов складываются целиком из денежных поступлений от подписчиков. У нас нет рекламы и назойливых партнерских проектов.

    30% доходов от подписки мы тратим на административные нужды: сайту нужны сервера, персоналу — офис, а еще нужно оплатить несколько сервисов, содержать бухгалтера и юристов.

    Оставшиеся 70% полностью распределяются между журналистами. В этом смысле у Republic не может быть «прибыли». Этих 70% хватает, чтобы платить журналистам достойные гонорары и компенсации. Если количество подписчиков будет расти и/или статьи отдельных авторов будут особенно популярны, то доходы этих авторов и редакторов могут сильно превышать средний уровень. Никто не будет «изымать» лишние деньги из системы.

    Так как Republic — это платформа профессиональной журналистики с независимыми журналами («Политика», «Деньги», «Будущее», «Мнения», «Власть», «Книги» и так далее), деньги подписчиков распределяются между авторами и редакторами в зависимости от количества прочтений. Более того, деньги подписчика идут только в те журналы, тексты которых он читает. Остальные материалы в таком случае не участвуют в распределении средств читателей.

    Рада продлила мораторий на продажу сельхозземли до 2018 года

    Срок действия запрета будет автоматически продлен до вступления в силу закона об обороте сельскохозяйственных земель

    Верховная Рада продлила действующий в Украине с 2001 года мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2018 года.

    За принятие законопроекта №5123-1 “О внесении изменений в раздел Х “Переходные положения” Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель” за основу и в целом проголосовали 297 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов, говорится на сайте парламента.

    Срок действия моратория будет автоматически продлен до вступления в силу закона об обороте сельскохозяйственных земель (проект этого закона сейчас разрабатывается Министерством аграрной политики и продовольствия совместно с другими ответственными ведомствами).

    Представляя законопроект на заседании Верховной Рады, сопредседатель парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко отметил, что предложенный срок продления моратория достаточный для того, чтобы парламент подготовил необходимые документы для усовершенствования нормативной базы в сфере земельных отношений, передает УНИАН.

    “Законопроект 5123-1 предполагает перенесение даты снятия моратория на 1 год, до 1 января 2018 года, что будет достаточным, чтобы парламент завершил работу над земельной реформой”, – заявил Бакуменко.

    Принятый законопроект был зарегистрирован 6 октября группой депутатов от фракций Радикальной партии Олега Ляшко, “Народного фронта”, Объединения “Самопомич”, Блока Петра Порошенко и депутатской группы “Воля народа”.

    На заседании парламент рассмотрел два альтернативных принятому законопроекту документа: №4727, авторами которого являются депутаты от фракции Радикальной партии Олега Ляшко и который предусматривал продление моратория на 4 года, и законопроект Юлии Тимошенко (фракция “Батькивщина”) №5123, предполагавший продление моратория на 5 лет и возможность для собственников паев продать свою землю государству, которое затем сможет передавать ее в аренду.

    В ходе обсуждения законопроектов Ляшко отозвал предложенный его фракцией документ и призвал парламент поддержать законопроект о продлении моратория на 1 год, так как в нем закреплен компромисс большинства фракций.

    “Если бы мы не достигли совместной согласованной позиции, не было бы никакого законопроекта, и с нового года началась бы вакханалия”, – подчеркнул Ляшко.

    Юлия Тимошенко, представляя свой законопроект, отметила, что другие законопроекты не ликвидируют риски, которые, по ее мнению, могут угрожать владельцам паев в случае внедрения полноценного механизма продажи прав аренды земли (эмфитевзиса), как это предлагает правительство. Тимошенко считает, что в этом случае земля пайщиков будет передаваться в субаренду на 50 лет без согласия владельцев паев. “В нашем законопроекте поднимается вопрос моратория на эмфитевзис для того, чтобы прикрыть еще одну большую аферу, которая сейчас происходит… По сути, это отбор земли у пайщиков без продажи. Это называется эмфитевзис”, – сказала Тимошенко.

    Принимавший участие в обсуждении народный депутат от фракции Объединения “Самопомич” Иван Мирошниченко в свою очередь отметил, что законопроект о продлении моратория – необходимая мера, чтобы дать парламенту возможность упорядочить земельное законодательство и улучшить условия работы собственников паев на своей земле. “Этим гордиться нам не нужно. Потому что, продлевая мораторий, мы с вами не меняем ничего из того, что было сделано до этого момента. Не меняя правила игры, не меняя законодательную базу, мы не достигнем ничего… Мы поддерживаем данный законопроект, который консолидировал зал, для того, чтобы продлить мораторий на один год при условии, что мы за следующие шесть месяцев сможем наработать пакет законопроектов, который позволит сделать то, о чем сегодня говорили все выступающие. В первую очередь, это – дать нашим людям, украинцам, собственникам быть в равных условиях с другими участниками, дать им деньги, дать им проекты, дать им поддержку, технику”, – заявил Мирошниченко.

    Напомним, мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения действует в Украине уже 15 лет. Срок его действия истекает 1 января 2017 года.

    Собственниками земли сегодня являются только физические лица, которые фактически лишены права распоряжаться ею. В связи с этим все аграрные предприятия Украины обрабатывают только арендованную землю. Однако эксперты утверждают, что теневой рынок земли в Украине существует.

    В ноябре 2015 года Верховная Рада еще на год, до 1 января 2017-го, продлила мораторий на продажу земель сельхозназначения.

    До 1 марта 2016 года Кабмин обязан был разработать и внести на рассмотрение парламента проект закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения.

    Ранее бывший тогда премьер-министром Арсений Яценюк заявлял о невозможности отмены моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения с 2016 года без урегулирования земельного законодательства.

    Эксперты разделились во мнении по поводу отмены моратория. Одни считают, что его продление создает теневой рынок земли, другие указывают на то, что отмена моратория приведет к обезземеливанию селян и скупке земли зарубежными компаниями.

    Введение полноценного рынка земли является одним из обязательств Украины перед Международным валютным фондом.

    Добавить комментарий