Основные причины поломки погружного насоса в скважине: способы их устранения

Основные неисправности насосного оборудования

Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.

Здесь приведен краткий обзор типичных неисправностей насосного оборудования.

Основные признаки неисправностей, проявляющиеся в процессе эксплуатации: вибрация агрегата, повышенный уровень шума и изменение его тональности, повышенные рабочие токи, пульсации давления.

Причины выхода насоса из строя можно разделить на несколько групп.

1. Механические неисправности:

1.1. дефекты изготовления, сборки и монтажа насосного агрегата ;

1.2. вызванные износом насосного агрегата.

2. Неисправности системы управления:

2.1. работа в недопустимых режимах (вне рабочей зоны);

2.2. неисправности системы электропитания;

2.3. неисправности электродвигателя.

3. Неисправности гидравлической системы:

3.1. неправильный подбор насоса;

3.2. изменение параметров сети.

4.1. Механические неисправности

Дефекты изготовления или сборки определяются во время предпусковой подготовки и во время пробного пуска. Часть заводских дефектов проявляется лишь через некоторое время работы.

В процессе работы происходит износ подшипников, рабочих колес или роторов, уплотнений, резиновых деталей муфт. У химических насосов кроме этого— коррозия проточной части.

Износ подшипников приводит к повышенной вибрации агрегата. При длительной работе на изношенных подшипниках возможен перекос ротора. Последствия—рост потребляемой мощности, повышенный нагрев подшипников и стойки, задевание за корпус рабочего колеса, перекос и задевание за корпус сальникового уплотнения.

Износ рабочих колес приводит к падению подачи и напора при практически неизменной потребляемой мощности. При сильном износе колеса и щелевого уплотнения на входе нарушается балансировка: возникает неуравновешенная осевая сила. Последствия—нагрузка на подшипники и их износ, смещение рабочего колеса в полости насоса, трение его о корпус (всасывающий патрубок) и износ колеса и корпуса.

Износ торцовых уплотнений особенно опасен для погружных насосов (ГНОМ, НПК, ЦМК. ), так как вода попадает в полость электродвигателя и вызывает повреждение обмотки.

Основные неисправности и их причины приведены в таблице:

Дефекты изготовления,
сборки

нарушение правил эксплуатации

Насос не выдает заявленных подачи и напора

Не выдержаны размеры рабочего колеса или допуски при его установке

Износ рабочего колеса,

смещение рабочего колеса

Объемный насос не выдает заявленных подачи и напора

Износ уплотнений и клапанов

Повышенная потребляемая мощность

Нарушение центровки агрегата

износ рабочего колеса

Нарушение центровки агрегата, неправильная установка подшипников

Неправильная смазка подшипников,

Течь по валу насоса

Не выдержаны допуски изготовления сальникового уплотнения

Низкое качество манжет

Износ сальникового уплотнения,

износ торцового уплотнения

Нарушение центровки агрегата,

недостаточная жесткость рамы

нарушение затяжки резьбовых соединений крепления насоса или двигателя

Не обеспечен требуемый «разбег» ротора в многоступенчатых насосах

Превышение допустимой температуры перекачиваемой жидкости

Попадание твердых частиц

4.2. Работа в недопустимых режимах

Для всех насосов недопустима работа «всухую» (без заполнения полости насоса жидкостью).

Это особенно опасно для погружных насосов (ЭЦВ, ГНОМ, НПК и др.), т.к. нарушается охлаждение двигателя и далее происходит разрушение изоляции. Работа «всухую» приводит к перегреву и разрушению уплотнений. В сальниковом уплотнении истирается набивка, а затем повреждается защитная втулка. В торцовом уплотнении разрушаются кольца. У ряда насосов (ЭЦВ, UPS, ХЦМ) разрушаются подшипники скольжения, которые в нормальных условиях смазываются и охлаждаются перекачиваемой жидкостью.

Для защиты от работы «всухую» необходима установка датчика сухого хода или датчика давления на входе, установка защиты по току (от работы с током, меньшим номинального).

В ряде случаев при вероятности работы «всухую» возможно использование центробежных насосов с двойными уплотнениями (с подводом затворной жидкости).

Для динамических насосов недопустимым режимом является также выход за пределы рабочей зоны (подача меньше Qmin или больше Q max),т.к. при этом возрастает вероятность возникновения кавитации. Работа с подачей, большей максимальной, приводит также к перегрузке электродвигателя.

4.3. Неисправности системы электропитания

Здесь различают две группы неисправностей: отклонения параметров сети от номинальных и неисправности, связанные с соединительными проводами.

При пониженном напряжении в сети электродвигатель не развивает паспортной мощности, и при запуске насоса возможен срыв параметров. Колебания и броски напряжения, перекос фаз (неравенство напряжений в различных фазах) приводят к колебаниям скорости вращения, повышенным вибрациям электродвигателя и в худшем случае к пробою изоляции обмотки.

Основными неисправностями, связанными с соединительными проводами, являются неправильный подбор кабеля (повышенное сопротивление), обрыв фазы, неправильное чередование фаз (реверс электродвигателя).

При повышенном сопротивлении кабеля может наблюдаться картина, как при пониженном напряжении питания. Как правило, при этом кабель сильно греется, что может привести к повреждению изоляции и короткому замыканию.

При обрыве фазы двигатель продолжает работать, но при этом резко возрастают токи обмоток электродвигателя. Если в этом случае не срабатывает защита, результат—перегрев и разрушение изоляции обмоток.

Направление вращения трехфазного электродвигателя определяется чередованием фаз. При противоположном направлении вращения наблюдаются значительное снижение параметров центробежных насосов и сильный нагрев. У вихревых насосов (ВКС, СВН), шестеренных насосов изменяется направление потока жидкости—из напорного патрубка во всасывающий.

Для стационарных насосов направление вращения электродвигателя определяется при монтаже и может измениться только при проведении работ в электросети. Направление вращения переносных насосов (ГНОМ, НПК. АНС…. ) необходимо проверять при каждом подключении.

Как убрать основные неисправности погружного насоса

Погружным насосам приходится работать в сложных условиях. Они постоянно находятся под воздействием воды, вибрации, низкой температуры, абразивных частиц и т.д. Но несмотря на то, что агрегаты изготавливаются из деталей с большим запасом прочности, в них со временем появляются различные неисправности. Чтобы проводить ремонт водяных насосов своими руками, необходимо ознакомиться с основными симптомами, указывающими на те или иные поломки в оборудовании.

Основные неисправности погружных насосов

Если в работе погружного насоса замечены сбои, то не всегда его нужно извлекать из скважины для осмотра. Эта рекомендация касается только насосных станций, в которых установлено реле давления. Именно из-за него аппарат может не включаться, не отключаться или создавать плохой напор воды. Поэтому сначала проверяется работоспособность датчика давления, а уже после этого, в случае необходимости, насос извлекается из скважины.

Важно! В случае с погружными насосами, работающими без гидроаккумуляторов, их всегда следует извлекать из шахты при появлении малейших признаков поломки.

Неисправности водяного насоса будет легче диагностировать, если сначала ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками данного агрегата.

Насос не работает

Причины того, что насос не работает, могут быть следующие.

  1. Сработала электрическая защита. В таком случае следует отключить аппарат от сети и снова включить автомат. Если его снова выбьет, то проблему следует искать не в насосном оборудовании. Но при нормальном включении автомата, насос больше не включайте в сеть, нужно сначала найти причину, по которой сработала защита.
  2. Перегорели предохранители. Если после замены они снова перегорят, то нужно искать причину в силовом кабеле агрегата или в месте его подключения к электросети.
  3. Произошло повреждение кабеля, находящегося под водой. Следует извлечь аппарат и проверить шнур.
  4. Сработала защита насоса от пуска “всухую”. Перед запуском аппарата убедитесь, что он погружен в жидкость на необходимую глубину.

Также причина того, что аппарат не включается, может крыться в неправильной работе реле давления, установленного в насосной станции. Необходимо отрегулировать давление пуска двигателя насоса.

Насос работает, но не качает

Причин того, что устройство не качает воду, также может быть несколько.

  1. Перекрыт запорный вентиль. Следует отключить аппарат и медленно открыть кран. В дальнейшем не следует производить запуск насосного оборудования при закрытой задвижке, в противном случае оно выйдет из строя.
  2. Уровень воды в скважине опустился ниже насоса. Необходимо высчитать динамический уровень воды и погрузить устройство на необходимую глубину.
  3. Залип обратный клапан. В таком случае требуется разобрать клапан и прочистить, при необходимости заменить его на новый.
  4. Засорился впускной фильтр. Чтобы прочистить фильтр, гидромашина извлекается и проводится чистка и промывка фильтрующей сетки.

Низкая производительность аппарата

Также снижение производительности вызывает:

  • частичное засорение клапанов и вентилей, установленных в системе водоснабжения;
  • частично засоренная подъемная труба аппарата;
  • разгерметизация трубопровода;
  • неправильная регулировка реле давления (относится к насосным станциям).

Частые включения и выключения аппарата

Данная проблема встречается, если погружной насос работает в паре с гидроаккумулятором. В таком случае частые запуски и остановки агрегата могут провоцироваться следующими факторами:

  • в гидробаке произошло снижение давления ниже минимального (по умолчанию оно должно быть 1,5 бар);
  • произошел разрыв резиновой груши или диафрагмы в баке;
  • реле давления работает неправильно.

Вода подается с пульсацией

Если вы заметили, что вода из крана течет не постоянной струей, то это признак снижения уровня воды в скважине ниже динамического. Необходимо опустить насос глубже, если расстояние до дна шахты позволяет это сделать.

Слышно гудение аппарата, но вода не качается

Если насос гудит, и при этом не происходит выкачка воды из скважины, то причин может быть несколько:

  • произошло “склеивание” крыльчатки аппарата с его корпусом по причине длительного хранения устройства без воды;
  • неисправен конденсатор запуска двигателя;
  • просело напряжение в сети;
  • заклинило крыльчатку насоса по причине собравшейся в корпусе аппарата грязи.
Читайте также:  Назначение и принцип действия погружных глубинных насосов: преимущество их использования

Агрегат не отключается

Если не срабатывает автоматика, то насос будет работать без остановки, даже если в гидробаке создастся чрезмерное давление (видно из показаний манометра). Всему виной является реле давления, вышедшее из строя или неправильно отрегулированное.

Нюансы поломок в зависимости от марки насоса

При эксплуатации насосов разных производителей было замечено, что некоторые марки аппаратов часто подвергаются одним и тем же поломкам. Из этого следует, что данные модели агрегатов имеют свои отличительные особенности в плане появления неисправностей.

Водолей

Насосы “Водолей” имеют предрасположенность к перегреву, особенно если работают в скважинах небольшой глубины. При поломке дешевой модели ее ремонт обходится примерно в 50% стоимости нового аппарата. Если устройство вышло из строя, то его проще выбросить, чем ремонтировать.

Grundfos

Большинство моделей данного производителя имеют систему клапанов. Также вокруг двигателя имеется специальная теплоизоляция. Иногда сбои в работе насоса происходят из-за выхода из строя перечисленных деталей. Поскольку теплоизоляционная прокладка находится вокруг двигателя, его потребуется извлечь из корпуса для проведения ремонта.

Малыш

Аппараты “Малыш” являются продукцией отечественных производителей. Стоимость ремонта агрегатов этой марки не высока, и большую часть поломок владельцы аппаратов устраняют собственноручно. Основная поломка, часто встречающаяся в данном насосе – это возникновение сильного шума при работе гидромашины без откачивания жидкости. Такое поведение аппарата означает, что произошел разрыв центральной оси, удерживающей якорь и мембрану.

Джилекс

Двигатель в насосах вихревого и роторного типа “Джилекс” является маслозаполненным. Поэтому частой поломкой данных агрегатов является вытекание масла из двигателя. Долить его можно только в сервисном центре.

Важно! Многие в интернете советуют вместо оригинального масляного наполнителя использовать трансформаторное масло или обычный глицерин. Делать это крайне не рекомендуется, конечно же, если вы не поставили перед собой цель необычными способом испортить технику.

Ручеек

Существует мнение, что работа дренажных насосов “Ручеек” может продолжаться без остановок в течение 7 часов и более. Объясняется это особенностью их конструкции, отвечающей всем нормам евростандартов. Но несмотря на это, аппарат подвергается перегреву также, как и насосы других производителей. Поэтому рекомендуется после каждых 2-3 часов работы устройства давать ему время на “отдых”.

Marquis (Маркус)

Владельцы насоса для скважины “Маркус” иногда замечают, что аппарат включается только после несильного удара либо по трубе, идущей к нему, либо после удара по самой гидромашине. Данная неисправность объясняется “закисанием” крыльчатки, которую придется почистить, разобрав агрегат.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.
  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.
  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Замена и ремонт неисправных деталей

Теперь, когда вы знаете, как происходит разборка гидромашины, можно попробовать произвести ремонт погружного насоса своими руками.

Крыльчатка

В основном блокировка рабочих колес происходит по причине забивания их песком или из-за образования на них налета из грязи. Кроме этого, крыльчатки могут спаиваться между собой при возникновении высокой температуры в блоке, когда насос работает вхолостую (сухой ход). Для ремонта данной секции агрегата необходимо снять крыльчатку (крыльчатки) и удалить накопившуюся грязь. Если рабочие колеса повреждены, потребуется заменить их на новые.

Двигатель

Самостоятельный ремонт двигателя насоса проводить не рекомендуется, поскольку для диагностики данного узла и последующего ремонта требуются обладать специальными знаниями и иметь необходимую аппаратуру.

В некоторых моделях насосов, чтобы снять двигатель, потребуется его выпрессовка с использованием специального оборудования. Замена сальника и подшипника также проводится в сервисном центре.

Конденсатор

Если двигатель гудит и не запускается, то следует проверить конденсатор. Он находится в блоке насоса, в котором установлен мотор.

Но когда вал с крыльчатками вращается без проблем, то, чтобы убрать гул в водяном насосе, следует отсоединить конденсатор и поменять его на новый. Конечно же, лучше проверить данную деталь мультиметром, поскольку схожие симптомы, могут вызываться замыканием в обмотках двигателя.

Масло

Двигатель насоса для воды находится в специальном стакане, заполненном маслом, и по его состоянию можно определить некоторые поломки в блоке электромотора.

  1. Масло имеет характерный, неприятный запах. Это значит, что двигатель пока еще находится в рабочем состоянии, но работал с большими перегрузками.
  2. Мутное масло – в корпус двигателя попала вода вследствие трещины корпуса или выхода из строя сальника (манжеты).
  3. Черное масло с неприятным запахом. В данном случае с большой уверенностью можно сказать, что горел лак на катушках двигателя.

Важно! В норме масло должно быть прозрачным. Его количество определяется моделью агрегата. В среднем, объем масла, залитого в камеру, находится на уровне 0,5 л.

Если при вскрытии двигателя были замечены вышеперечисленные изменения в качестве масла, то сначала нужно отремонтировать данный узел, а уже после этого заливать новую смазку.

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов. При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются. Этот процесс происходит с выделением большого количества энергии, от которой разрушаются крыльчатки и улитка насоса. На следующем фото показано рабочее колесо агрегата, разрушенное кавитацией.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны, вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание. В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Важно! Самые явные признаки кавитации — это вибрация труб и самого насоса, а также повышенный шум при его работе. Если не принимать никаких мер по устранению данного процесса, то он может полностью разрушить станцию.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.
Читайте также:  Устройство и назначение дискового поворотного затвора для трубопровода: этапы монтажа


Основные неисправности скважинного насоса

Скважинные насосы работают в очень сложных условиях — вода, высокое давление, вибрация, абразивные частицы, низкие температуры и т.д. По этой причине конструкция насосов и использованные в них материалы имеют большой запас прочности. Но даже в этом случае насосное оборудование необходимо регулярно проверять, чтобы небольшая неполадка не превратилась в серьезную аварию, требующую ремонта или даже замены насоса.

Из-за чего ломается насос?

Какие виды сбоев и поломок встречаются чаще всего? Сначала мы замечаем косвенные признаки неправильной работы насоса — снижается напор, повышенный уровень шума, вибрация, неровная подача воды, повысился расход электроэнергии и т.д. При наступлении подобной ситуации не доводите до серьезной аварии, а сразу поднимайте насос на поверхность для осмотра. Вероятные причины часто оказываются наиболее очевидными — механизм насоса дал сбой из-за постоянного воздействия воды и мелких взвешенных частиц.

  • В зависимости от конструкции насоса и типа скважины, абразивные частицы и природные волокна негативно воздействуют на рабочие колеса или клапана, забивают фильтр, скапливаются, снижая эффективность работы.
  • Возможно, нарушилась герметичность корпуса и влага попала внутрь насоса. Это ведет к постоянным сбоям в работе управляющей электроники, электродвигателя, нарушая работу насоса. В конечном счете может наступить короткое замыкание.


степень износа корпуса насоса

  • Динамический уровень приблизился к критическому значению и насос стал «хватать» воздух, работая в режиме «сухого хода». В этом режиме при отсутствии воды резко возрастает трение между деталями, вращающиеся узлы насоса перегреваются, повышается сопротивление, растет электропотребление насоса.
  • Частые скачки напряжения негативно сказываются на насосе, лишенном защиты.
  • Плохие контакты в питающих и сигнальных цепях.
  • Стальной страховочный трос зафиксирован на оголовке неправильно.
  • Высокая температура перекачиваемой воды (выше + 40 С)
  • Датчики насоса работают неправильно.

Как выяснить точную причину сбоя?

Существует способ, не поднимать насос из скважины, а, изучая косвенные признаки, методом исключения прийти к наиболее вероятной причине неполадок. Возможно, причина окажется простой и будет достаточно перенастроить диапазон давлений в гидроаккумуляторе, из-за чего насос работал в нестандартном режиме. Но лучше рассчитывать на самый плохой вариант, отключить все оборудование и достать насос из скважины. Возможно, именно этим Вы убережете себя от дорогого ремонта или замены.

Итак, выясняем причину сбоев в работе насоса:

  • выключаем систему водоснабжения, поднимаем насос на поверхность
  • с корпуса насоса удаляем верхнюю крышку
  • очень аккуратно разбираем насос, следуя инструкции


насос работал в песчаной скважине

  • осматриваем каждую деталь, ищем следы поломки или износа, определяем тип износа (сухое трение, мокрое абразивное трение, скопление грязи, трещины и т.д)
  • таким же образом проверяем электродвигатель
  • проверяем клапана и фильтры, которые первыми сталкиваются с негативными факторами, появляющимися в воде
  • проверяем состояние трубы ПНД
  • проверяем целостность питающего кабеля
  • проверяем датчики состояния, реле, блок автоматического управления насосом, блоки защиты (в зависимости от того, что установлено)

Неисправности насоса и их устранение

Снижение динамического уровня воды в скважине не относится к поломке насоса, но напрямую влияет на его состояние. Работа в режиме «сухого хода» способна очень быстро вывести насос из строя. Если причиной неполадок был упавший уровень воды, то первым делом опустите насос ниже на безопасную глубину. Чтобы проблема не повторилась в будущем, установите блок защиты от «сухого хода». В следующий раз электроника получит сигнал от датчика и сама отключит насос. Учитывая, что насосы работают в скважинах годами, все же основные причины неполадок связаны с той или иной формой износа оборудования.

При высоком содержании песка в воде частой замены может потребовать клапан, работающий в режиме повышенного износа. Фильтр на входе насоса быстро забивается, снижая объем поступающей воды, чем заставляет насос работать с увеличенной мощностью.

Перебои с электричеством нарушают настройку датчиков и реле. Получив неправильный сигнал от датчика, насос выходит из штатного режима работы, чем нарушает стабильную подачи воды. Изношенный насос можно заставить работать в требуемом режиме, просто перенастроив реле. Но это решение временное — насос необходимо чинить или менять.


состояние питающего кабеля

Причиной разгерметизации корпуса часто являются постоянная вибрация насоса небольшие зазоры между насосом и стенкой скважины. В зависимости от типа насоса и его модели вибрация может быть настолько сильная, что способна не только повредить корпус изделия, но даже нанести вред скважине и области водозабора. Но чаще разгерметизация ведет к замыканию, перегоранию обмотки и остановке насоса.

При неправильном размещении оплетка питающего кабеля может перетереться до оголенного проводника. В таких условиях нарушается стабильное электроснабжение двигателя и насос начинает работать со сбоями. Один из признаков такой ситуации — УЗО (устройство защитного отключения) начнет часто отключать питание насоса, фиксируя утечку тока. Проверьте сопротивление изоляции с помощью тестера.

Слишком мощный насос может стать причиной сразу нескольких сбоев. Если дебит скважины ниже производительности насоса, то в пиковые нагрузки насос осушит скважину и начнет работать в режиме «сухого хода». При низком расположении насоса относительно дна скважины мощный поток увлечет в работающий механизм осевший песок, ил и кусочки камня, усиливая его износ. В неплотных грунтах частое осушение скважины мощным насосом способно нарушить сложившуюся зону притока и вывести скважину из строя. В этом случае придется ремонтировать не только насос, но и скважину.

Скважинный насос охлаждается водой, которую перекачивает. Если температура воды будет превышать значение, указанное в техническом паспорте, то насос быстро перегреется и выйдет из строя.

Какие неисправности в работе скважинного насоса могут произойти и как с ними справиться

Основная рабочая деталь автономной системы водоснабжения – насосная станция. Она включает в себя узлы, которые обеспечивают поддержание постоянного давления в трубопроводе. Причин технических неисправностей может быть много. Самая распространенная проблема – автоматически не отключается насос в скважине. Найти однозначное решение затруднительно, поскольку на ритмичность работы влияет сразу несколько факторов.

Основные неисправности в работе скважинного насоса и способы их устранения

Большинство моделей скважинных насосов, как правило, рассчитаны на ограниченное количество включений за единицу времени. В прилагаемом к оборудованию паспорте производитель указывает допустимое количество отключений/включений в час. Часто включается водяной насос в скважине, если количество пусков варьируется в пределах 15-30.

Если насос перестал работать правильно, его производительность снизилась, нужно немедленно предпринять все меры по устранению неполадки. В противном случае агрегат перегреется и сгорит или поломка станет более весомой.

Нарушения в работе регулятора давления

Если скважинный насос выключается и включается очень часто, одна из причин – неправильная работа регулятора давления. Чтобы убедиться в его работоспособности, выполняют ряд последовательных действий.

Прежде всего, проверяют показания встроенного манометра, если он входит в комплектацию насосной скважинной станции. Реализовать манипуляцию можно с помощью автомобильного насоса со встроенным манометром.

Проверка регулировочного узла осуществляется согласно следующему алгоритму:

  1. снять с насоса защитную крышку;
  2. в баллон аккумулятора через предохранительный клапан закачать воздух, создав в нем рабочее давление на минимально допустимом уровне;
  3. прокрутив поворотный винт против часовой стрелки, снизить порог давления, при достижении которого агрегат должен автоматически включиться;
  4. стравить воздух и накачать его повторно, повторить манипуляцию несколько раз.

Реле глубинного насоса должно автоматически срабатывать при достижении минимальных показателей давления. Они указаны в прилагаемой документации, как правило, это руководство или инструкция по эксплуатации.

Погружной насос может перестать работать по причине завышенного максимально допустимого порога на реле. Оптимальный уровень составляет 95% от максимально допустимого давления в системе водоснабжения.

Если вода из скважины идет рывками, а потом и вовсе останавливается, проверяют состояние входного отверстия оборудования. Возможно, оно забито песком, илом, грязью и мелкими водорослями. Для устранения неполадки достаточно удалить загрязнения жесткой щеткой.

Перебои в работе нагнетающего насоса

В частном доме система водоснабжения будет часто включаться, если наблюдаются перебои в электроэнергии. Если оборудование не обеспечено электричеством на надлежащем уровне, крыльчатка не способна развить требуемую мощность. При таких условиях работы насос не сможет создать максимальный напор в трубопроводе, поэтому будет работать без перерыва.

Недостаток мощности также является результатом сбоя в работе отдельных составляющих насоса, например, механических или электрических.

Основные причины дефицита мощности:

  • Засорение патрубков входящих и выходящих. Чтобы устранить проблему, нужно промыть и прочистить детали моющими растворами и щетками с абразивными частицами.
  • Окисление поверхностей клеммной коробки: их зачищают мелкой наждачной бумагой. Важно предварительно отключить электроприбор от источника электроэнергии.
  • Нестабильное напряжение. Проверку колебаний нужно проводить при работающей насосной станции. Устранить проблему можно лишь одним способом – дополнительно установить стабилизатор напряжения.

В процессе работы механические детали прибора неизбежно изнашиваются, что негативно сказывается на мощности и производительности оборудования. Проверить производительность насоса можно, внимательно осмотрев его после отсоединения от выходного водопровода.

Слабый напор свидетельствует о сильной изношенности деталей. Большая часть из них ремонту не подлежит, поэтому рабочие узлы часто приходится менять целиком.

Проблемы с аккумулятором давления

Распространенная причина частых включений насоса – нарушения в работе гидроаккумулятора. Если целостность резервуара нарушена, это неизбежно приведет к падению рабочего давления в трубопроводе.

Если повреждения значительные, скорее всего, придется полностью заменять аккумулятор.

Другие причины

Если проверки показали, что детали исправны, пора приступать к ревизии трубопровода.

Насос часто включается по следующим причинам:

  • В трубопроводе образовались разгерметизированные участки или свищи на трубах. К потере давления в системе водоснабжения неизбежно приводит наличие протечек.
  • Подающая труба засорилась песком, илом, мелкими водорослями и другими твердыми частицами. Это приводит к снижению пропускной способности и уменьшению напора. Если своевременно не принять меры, вода перестанет поступать в дом, а составляющие оборудования будут перегреваться.
  • В скважине упал уровень воды, процесс заполнения замедлился.

Поиск поврежденных мест в трубопроводе, расположенном на скрытых участках, осуществляется путем поэтапной проверки отдельных частей сети водоснабжения. Давление в каждой нужно измерять с помощью манометра.

Проверяемый участок можно считать пригодным к дальнейшей эксплуатации, если при отсутствии водозабора показатели на манометре в течение получаса не изменяются.

К частым включениям насоса также может привести загрязнение, попадание постороннего предмета в обратный клапан. Чтобы устранить проблему, нужно разобрать агрегат и извлечь лишнее, в завершении нужно обязательно тщательно промыть водопроводную арматуру. Вполне возможно, обратный клапан износился и требует замены, поскольку утратил свою герметичность.

Профилактические меры

Чтобы предупредить или свести к минимуму вероятность появления серьезных поломок скважинного оборудования, нужно с интервалом в год проводить качественное профилактическое обслуживание. Это позволит своевременно выявить неполадки в работе узлов. Идеальное время для проведения манипуляций – весна и осень.

  • Осторожно извлечь глубинный насос из влажной среды. На поверхности внимательно изучить корпус на наличие мелких неисправностей/потертостей, а также изучить состояние электрического кабеля и подвесного страховочного троса. Если своевременно не обратить внимание на изношенные детали, это может привести к обрыву оборудования или его сгоранию из-за неисправности электрического кабеля.
  • Изучить помпу на наличие деформации, грязи или коррозии. Составляющие нужно тщательно почистить и промыть большим количеством чистой воды.

Если на поверхности корпуса скапливается большое количество ила или песка, это свидетельствует о запесочивании скважины. Следовательно, требуется ее промывка. Опустив насос в емкость с чистой водой, его нужно включить и проверить на наличие посторонних шумов. Если таковые наблюдаются, один из узлов работает некорректно.

Проблемы со скважинными насосами – не редкость. Обусловлено это, как правило, несоблюдением правил эксплуатации и обслуживания. Позаботиться о работе насосной станции нужно еще на стадии е покупки. Важно правильно выбрать модель с оптимальной мощностью, поскольку высокомощная модель будет работать «вхолостую», изнашивая детали, а маломощная из-за технических ограничений не сможет удовлетворить потребность покупателя. Помочь в данном вопросе смогут сотрудники ЖКХ или Водоканала.

Перечень неисправностей погружных электронасосов типа ЭЦВ и причины их возникновения

Оплавление рабочих органов, а также отслоение и разрыв в подшипниковых узлах резины.

  • Работа без кожуха в скважине большего диаметра и эксплуатация на подачах близких к нулю.

Износ подшипниковых поверхностей

  • Присутствие в перекачиваемой жидкости твердых механических примесей более 0,01%

Ускоренная коррозия металла в корпусе насоса

  • Работа электронасоса в режиме «Сухого хода», т. е. несоответствие подачи насоса дебиту скважины приводит к повышенной коррозии (эррозии), в том числе к биокоррозии.
  • Уровень рН не соответствует заданному в паспорте пределу (не менее 6,5;не более 9,5).

Коррозия металлических частей агрегата

  • Вода имеет повышенное содержание сероводорода, сульфидов и хлоридов.
  • Уровень рН не соответствует нейтральной среде (менее 6,5; более 9,5).

Поломка лопастей колес или отводов при отсутствии наружных механических повреждений и отсутствии следов разборки. Возможно срезание шпонок

  • Эксплуатация насоса без обратного клапана в патрубке напорном. Заклинивание клапана из-за попадания песка в патрубок

Наличие затирания колеса о отвод или диафрагму

  • Износ упорного подшипника вследствие большого количества механических примесей в воде

Заиливание проточных каналов в насосной части

  • Повышенное содержание глины в воде

Износ подшипников электродвигателя

  • Повышенное содержание песка в перекачиваемой воде .
  • Эксплуатация двигателя без сливной пробки (ПЭДВ 6) или поломки фильтра.
  • При работе агрегата в горизонтальном положении односторонняя выработка радиальных подшипников.

Оплавление трех фаз обмотки статора

  • Работа без кожуха в скважине большего диаметра и эксплуатация на подачах близких к нулю.
  • Неправильно подобрано сечение токоведущих жил по потребляемой мощности.
  • Работа нескольких электронасосов на один трубопровод с отсутствием приборов контроля, регулировочных задвижек.

Оплавление двух фаз обмотки статора

  • В питающей сети произошел обрыв фазы.
  • В одной из фаз произошло падение напряжения более чем на 5 %, при работе без станции управления.

Отгорание или отрыв выводных концов от обмотки электродвигателя

  • Закрепление токоведущих проводов к водоподъемной трубе на расстояние менее 3 м от патрубка напорного электронасоса
  • Недостаточная затяжка резьбового соединения водоподъемной трубы с патрубком напорным электронасоса.

Оплавление обмоток статора при наличии станции защиты

  • Станция не настроена под номинальный рабочий ток электронасоса, либо неправильно подобрана станция по потребляемой мощности электронасоса.
  • Работа нескольких электронасосов на один трубопровод с отсутствием приборов контроля, регулировочных задвижек.
  • Работа без датчика сухого хода
  • Подачи близкие к нулю

Пробой изоляции обмотки электродвигателя относительно корпуса

  • Скачок напряжения в высоковольтной сети, отсутствие защиты от перенапряжений и грозовых разрядов (громоотводы, разрядники и т. п.)
  • Работа без кожуха в скважине большего диаметра и эксплуатация на подачах близких к нулю.
  • Работа нескольких электронасосов на один трубопровод с отсутствием приборов контроля, регулировочных задвижек.

Продажа насосов и насосного оборудования

Причины неисправности глубинного насоса ЭЦВ

Срок службы глубинного насоса ЭЦВ может достигать до 10 лет. Многие потребители используют оборудование нарушая правила эксплуатации, чем приближают поломку и сокращают срок службы до минимума. Основные ошибки, ведущие к поломке и неисправности глубинного насоса:

  • Покупка некачественного агрегата у непроверенного поставщика
  • Эксплуатация без станции управления
  • Запуск ЭЦВ в режиме «сухого хода»
  • Покупка агрегата «с запасом» и дальнейший недогруз
  • Эксплуатация в загрязненной или химически активной воде

Основные причины неисправностей глубинных насосов

С целью увеличения срока службы и во избежание частых поломок, приводим в таблице основные причины неисправностей глубинного насоса ЭЦВ.

Причина неисправностиПоломка
Эксплуатация без кожуха в скважине большего размера, и работа на подачах приближенных к нулюПробой изоляции обмотки двигателя, оплавление обмотки статора и рабочих органов насоса.
Эксплуатация нескольких насосов в одном трубопроводе без регулировочных задвижек и приборов контроляПробой изоляции и оплавление обмотки статора
Работа насоса в режиме сухого ходаУскоренная коррозия насоса
Уровень рН не соответствует нормам эксплуатации
Содержание повышенного уровня хлоридов, сероводорода, сульфидов в воде
Не верно подобрана станция управления либо не настроена под рабочий токОплавление обмотки статора
Не верный подбор сечения токопроводящих жил глубинного кабеля
Содержание песка либо твердых механических частей в воде выше допустимогоПовышенный износ подшипников
Эксплуатация без обратного клапанаИзлом лопастей колес
Подача воды с высоким содержанием глиныЗасор проточных каналов
Не стабильная работа питающей сети (скачки напряжения)Пробой изоляции, оплавление обмоток

Неисправности и поломки насосов ЭЦВ

Явные признаки неисправности насоса ЭЦВ: повысился уровень шума, появился гул, вибрация насоса, увеличился рабочий ток, перепады давления.

Большинство неисправностей появляются из-за дефектов при производстве либо не качественной сборки. Причиной является не добросовестный ОТК предприятия. Поэтому ЭЦВ стоит покупать только у проверенных поставщиков.

В период длительной эксплуатации глубинных ЭЦВ изнашиваются подшипники, рабочие колеса, уплотнения, роторы. Изношенные подшипники – причина повышенной вибрации. В случае несвоевременной замены подшипников, перекашивается ротор, что ведет к приросту потребляемой мощности, излому рабочих колес об корпус.

Устранение неисправностей глубинного насоса ЭЦВ

Несвоевременное устранение неисправностей, может привести к полному выходу насоса ЭЦВ из строя, без дальнейшей возможности ремонта. При обнаружении признаков неисправности, осуществляйте своевременный ремонт оборудования! Для ремонта или заказа запчастей для глубинных насосов, обращайтесь к менеджеру «Систем Качества».

Отзыв к “ Причины и признаки неисправности глубинных насосов ”

Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.

Добавить комментарий