Как установить систему мониторинга: выбор и основные этапы

Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность

Мониторинг — это система непрерывного наблюдения за каким-либо социальным или экономическим процессом, оценка его соответствия заданным параметрам и целям.

Мониторинг осуществляется на основе комплекса средств оперативного наблюдения и анализа процесса или изменений в состоянии определенного объекта

По характеру используемых методов

В организационно-технологическом плане мониторинг можно охарактеризовать следующими понятиями:

преемственность (сопоставимость эмпирических данных, получаемых при многократном повторении. Основное средство обеспечения преемственности-долгосрочная стабильность и стандартизация используемого инструментария)

непрерывность (хронологически упорядоченная последовательность регистрации и анализа данных, которая должна быть продолжена до тех пор, пока не будет исчерпана та или иная программа или проблема, являющаяся объектом оценки)

автоматизация (компьютерная обработка данных, полученных в результате мониторинга, и выдача их в виде готовой продукции, пригодной для практической работы)

Основные этапы проведения мониторинга

Основные виды деятельности

Определение целей и объектов;

разработка программы мониторинга;

Сбор и обработка данных

Всесторонний анализ полученных данных

Определение круга потребителей информации;

принятие управленческих решений;

разработка рекомендаций, мер коррекции; и т.д

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности.

Педагогический мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и социологическим. Педагогический мониторинг – многоуровневая иерархическая система. На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга организуется личностно ориентированный процесс.

График проведения этапов мониторинга.

Осуществление мониторинговых исследований предусматривает последовательное прохождение пяти основных этапов:

1 этап – определение целей, подготовка плана проведения исследования:

Постановка цели мониторинга.

Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация.

Определение формы и объема мониторинга, времени на его разработку и реализацию.

Указание возможных потребителей информации.

Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.

2 этап – разработка инструментария

Инструментарий должен давать возможность сбора необходимой информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемой образовательной системой. Для каждого критерия предполагается выработка системы показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия.

Общие требования к показателям состоят в следующем:

максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;

возможность использования в практике управления;

простота и надежность определения.

Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения

(по Ю.А. Конаржевскому)

эффективность и действенность внутришкольного управления;

эффективность и действенность инновационной работы;

состояние и продуктивность методической работы;

состояние и действенность качества преподавания;

состояние работы с родителями;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья и физического развития учащихся;

состояние посещаемости учащимися учебных занятий;

взаимодействие с внешней средой;

уровень развития учащихся, успеваемость, качество знаний.

Для оценки уровня развития каждого критерия необходима разработка показателей, характеризующих его наличие.

Показатели лягут в основу инструментария, позволяющего отслеживать развитие данного критерия, т.е. осуществлять егомониторинг.

(Возможные показатели выполнения проверочных работ учащимися в ходе мониторинга качества обучения:

процент учащихся, справившихся с работой («выполнил работу», «прошел тест»);

средний процент верного выполнения всех заданий работы или группы заданий, выделенных по некоторому признаку (например, заданий по некоторому разделу, теме);

ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий;

среднее число верных ответов на все задания работы или на некоторую группу заданий;

ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий в зависимости от состояния факторов;

процент верного выполнения каждого задания;

процент отсутствия ответа на задание и проценты выбора каждого из неверных ответов, предложенных к нему).

3 этап – сбор информации

(В соответствии с разработанным инструментарием)

4 этап – обработка и анализ полученных результатов

Статья 4. Этапы проведения мониторинга Мониторинг проводится в пять этапов.

Статья 4. Этапы проведения мониторинга

Мониторинг проводится в пять этапов.

1. Этап первый “Организационный”:

1.1. Выбор подлежащих мониторингу муниципальных услуг, если их состав не установлен ранее принятым решением.

1.2. Дополнение при необходимости указанного выше перечня исследуемых параметров качества и доступности рассматриваемых муниципальных услуг.

1.3. Выбор обязательных методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения.

1.4. Утверждение задания (технического задания) на проведение мониторинга.

2. Этап второй “Подготовительный:

2.1. Предварительный анализ нормативно-правовой базы, мнения экспертов, представителей получателей муниципальных услуг, открытых источников с целью составления предварительного перечня проблем для изучения.

2.2. Определение, выбор и описание характеристик наиболее распространенного варианта получения муниципальной услуги (далее – траектория получения муниципальной услуги), наиболее характерного объекта исследования в случае, если обстоятельства и способы предоставления муниципальной услуги существенно неоднородны.

2.3. Разработка (адаптация к особенностям объекта мониторинга) методик и инструментария сбора первичной информации по каждой из исследуемых муниципальных услуг, в том числе анкет, рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации.

2.4. Формирование выборки для проведения опросов, в том числе отбор территорий, для проведения исследования муниципальных услуг – если предлагается их изучение в территориальном разрезе.

2.5. Определение способов обработки (анализа и сценки) первичной информации по каждой из исследуемых муниципальных услуг.

2.6. Подготовка интервьюеров к проведению опросов.

3. Этап третий “Выявление нормативных и фактических (реальных) значений рассматриваемых параметров качества и доступности исследуемых муниципальных услуг”:

3.1. Проведение анализа нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно установленных значений рассматриваемых параметров исследуемой муниципальной услуги.

3.2. Проведение исследования – сбор первичных данных и их обработка в соответствии с утвержденными методами, выбранными или разработанными методиками.

3.3. Независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации.

3.4. Формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм предоставления информации.

4. Этап четвертый “Анализ и оценка выявленных нормативных и фактических значений рассматриваемых параметров качества и доступности исследуемых муниципальных услуг”:

4.1. Выявление абсолютных, средних и процентных (долевых), минимальных и максимальных значений исследуемых параметров качества и доступности муниципальной услуги, имеющих количественное значение.

4.2. Систематизация выявленных проблем качества и доступности муниципальной услуги.

4.3. Сопоставление реальных (фактических) и нормативно установленных значений исследуемых параметров, средних значений и максимальных отклонений.

4.4. Выявление параметров, по которым отсутствуют нормативно установленные значения.

4.5. Выявление территориальных и иных особенностей исследуемых параметров, рейтингование территорий по достигаемым значениям исследуемых параметров.

4.6. Сопоставление выявленных значений исследуемых параметров рассматриваемой муниципальной услуги, соотношений их нормативных и фактических значений с аналогичными данными по другим исследованным муниципальным услугам, с данными предыдущего мониторинга исследованной муниципальной услуги.

4.7. Сопоставление нормативно установленных значений исследуемых параметров рассматриваемой муниципальной услуги с выявленными проблемами ее получения и ожиданиями ее получателей.

5. Этап пятый “Подготовка предварительных предложений по улучшению выявленных нормативно установленных и фактических значений исследованных параметров качества и доступности муниципальных услуг гражданам и организациям”.

>
Методы проведения мониторинга
Содержание
Постановление Администрации городского округа ЗАТО г. Фокино Приморского края от 30 мая 2011 г. N 532-па “Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Мониторинг в ИТ, как организовать работу

В данной статье хочу поделиться своим опытом организации работы системы мониторинга ИТ. Здесь будет рассмотрен один из возможных вариантов решения именно организационных задач, технические аспекты современных систем мониторинга обсуждаться не будут.Хочу сразу уточнить, что объектами мониторинга в моем случае являются исключительно компоненты ИТ, это: серверы, операционные системы, базы данных, транзакции и т.д.

Каждый раз в своей профессиональной деятельности, решая задачу построения комплексной системы мониторинга ИТ, я стараюсь придерживаться этого подхода, что позволяет заказчику получать качественно функционирующею систему мониторинга. Подход универсален, убежден, что он может найти свое применение и не на ИТ-шном поприще.

Как бывает

Для чего же нужен мониторинг

Чтобы подготовить читателя для дальнейшего чтения, хочу добавить несколько определений:
Система мониторинга – система, которая обнаруживает отклонение наблюдаемого параметра от заданной нормы и в результате выполняет определенное действие.
Задачи мониторинга:

  • Обнаружение исключительной ситуации (раз);
  • Как результат – выполнение автоматизированного Действия (два).

Я так же убежден, что современная система мониторинга в ИТ обязательно должна обеспечивать большее количество функций, например: сбор и хранение значений отслеживаемых параметров, прогнозирование возможных сбоев, автоматическое обнаружение компонентов инфраструктуры и т.д. Но выполнение двух основных функций (Обнаружение и Действие) делает систему именно системой мониторинга.
Еще пара определений:
Заказчик – лицо, заинтересованное в получении услуг мониторинга.
Провайдер – лицо, предоставляющее услугу мониторинга.

Определение правил игры (регламент)

Заявка

Структура заявки

Вот я уже рассказал о двух самых важных вещах в организации системы мониторинга: Регламент – это раз, Заявка – это два. Вот тут читатель может вскрикнуть «Как и это все, этого недостаточно!». Отвечу: «Конечно, недостаточно, остальное просто не входит в рамки этой статьи».
Теперь хочу добавить технических деталей, приведу пример структуры Заявки, которую мне приходилось использовать. И раз уж дальше речь пойдет о технических деталях, то всех кто готов закончить чтение данной статьи именно на этом месте, приглашаю к обсуждению, буду рад обсудить возникшие вопросы.
Вернемся в структуре заявки, укрупнено заявку могу описать в виде следующих групп:

  • Общее
  • Ответственный
  • Конфигурационные единицы (КЕ)
  • Условие
  • Действие
  • Конфигурация
Читайте также:  Необходимость установки передвижной электролаборатории: особенности работы и использование установки

Общее:
Здесь предлагаю определить уникальный идентификатор заявки, вести версионность, вести статус и т.д.

Ответственный – лицо, выступающее со стороны Заказчика, которое курирует создание Заявки. Ответственный обязательный атрибут Заявки, он может меняться, но его не может не быть. Круг лиц, имеющих возможность инициировать процесс создания Заявки, предлагается определить в Регламенте.

Конфигурационные единицы (КЕ) – это список объектов, для которых необходимо реализовать условия данной заявки. Информации о КЕ должно быть в полной мере достаточно для ее однозначной идентификации. На этапе проектирования системы мониторинга предлагается разработать план КЕ, их возможные типы и необходимые атрибуты.
В зависимости от архитектуры системы мониторинга список КЕ в заявке может формироваться вручную или же на основе данных обнаружения объектов инфраструктуры (есть специализированные системы, которые способны инвентаризировать всю ИТ-инфраструктуру). Так же список КЕ в заявке допускается формировать автоматизировано на основе условия (Например: все сервера принадлежащие определенной подсети, это может быть ссылка на запрос в базу данных, где хранится информация об объектах инфраструктуры).

Условия – точные формулировки проверок, которые необходимо выполнять для реализации мониторинга. Условия необходимо тщательно фиксировать в Заявке, это будет исходными данными для разработки. Каждое условия сопоставляется со списком КЕ или же с отдельными экземплярами КЕ.
Пример типов условий:

  • Проверка параметров ОС;
  • Поиск ошибки в лог-файле;
  • Расчет SLM;

Действие
Каждому условию могут соответствовать действия, которые необходимо выполнить. Каждое действие должно иметь уникальное наименование (идентификатор). Этот идентификатор необходимо включить в атрибуты сообщения, поступающего в систему мониторинга, что позволит идентифицировать необходимое действие на стороне системы мониторинга. В свою очередь система мониторинга должна иметь настройки позволяющие выполнить то или иное действие в зависимости от наименования действия.
Примеры типов действий:

  • Уведомление по почте;
  • Уведомление по смс;
  • Заведение инцидента;
  • Расчет статуса HI для КЕ;
  • Расчет KPI для КЕ.

Конфигурация – ссылка на конфигурацию программного обеспечения, реализующего условия заявки. Может содержать следующую информацию:

  • Наименование программного обеспечения;
  • Наименование конфигурации, которую необходимо примерить для соответствующего набора КЕ или отдельной КЕ, для выполнения условий Заявки. (Пример: политика мониторинга или группа политик мониторинга).

Ссылка на конфигурацию системы мониторинга может являться входными данными для автоматизации процесса развертывания Заявка. Также ссылка на конфигурацию позволит определить, с какой Заявкой связаны те или иные настройки системы мониторинга.
Вот схематичная структура заявки:

Жизненный цикл заявки

Последнее чему хочу уделить внимание это жизненный цикл заявки, выделю следующие этапы:

  1. Оформление;
  2. Разработка;
  3. Тестовая эксплуатация;
  4. Промышленная эксплуатация.

Подробнее о каждом:
Оформление
Здесь происходит заполнение Заявки в установленной форме, согласование условий мониторинга и в перевод на следующий этап — разработки.

Разработка
Тут все просто! Создание конфигураций в системе мониторинга в соответствии с условиями Заявки и перевод на следующий этап – тестовая эксплуатация.
Не исключаем возможности возврата Заявки на этап оформления для уточнения или переопределения условий мониторинга.

Тестовая эксплуатация
Здесь решаем тонкий политический вопрос: «Кто занимается подготовкой тестовой среды» и проводим все необходимые мероприятия, связанные с тестированием Заявки.
По результатам тестирования возможен возврат Заявки на этапы оформления или разработки в зависимости от выявленных проблем.
При успешном окончании тестовой эксплуатации – следующий этап, промышленная эксплуатация.

Промышленная эксплуатация
Тут уже все серьезно: система работает, инциденты обнаруживаются, уведомления рассылаются. На этапе промышленной эксплуатации предусматриваю возможность внесения изменений в Заявки, типа изменений:

  • Минорные (Minor);
  • Мажорные (Major).

Подробнее об этих типах:
Минорные – изменения, не требующие возврата на этап разработки, например изменения списка объектов мониторинга или изменение списка адресатов почтовой рассылки. При минорных изменениях версионность Заявок я не меняем.
Мажорные – изменения, требующие возврата на этап разработки, например изменение условий мониторинга. При мажорных изменениях меняем версионность Заявки, предыдущие версии необходимо вывести из эксплуатации.

И на последок, из промышленной эксплуатации Заявку возможно вывести из эксплуатации или перевести в режим обслуживания. Режим обслуживания – тот случай, когда временно необходимо отключить мониторинг для проведения технических мероприятий.

Схематично жизненные этапы Заявки представлю на следующем рисунке:

Итого

Подводя итог, хочу сказать, что успешную работу системы мониторинга опираю на три столпа: Регламент, Заявка и технические возможности самой системы.

Хорошей практикой будет — создание некоторого количества Заявок, вмещающих в себя типовые условия мониторинга. Для таких заявок достаточно просто определить объекты мониторинга, определить адресатов уведомлений и вперед – на этап промышленной эксплуатации.

Вот и все что мне хотелось рассказать в этой статье, с удовольствием приглашаю к обсуждению, готов ответить на вопросы.

Этапы и уровни проведения мониторинга качества образования, пользователи и исполнители, доступ к информации

Основные этапы мониторинга.При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

– обработка информации, ее анализ и интерпретация. ‘ Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация

зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер.

Этапы мониторинга для областного уровня управления.Конкре­тизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.

1. Подготовка исследования:

– выбор целей создания системы мониторинга, круга пользо­вателей и вида мониторинга;

– подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;

– определение модели мониторинга;

– формирование совокупности показателей, их операционализация, распределение по количественным и качественным уров­ням;

– выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;

– разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);

– формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;

– проведение пилотных исследований качества инструмента­рия (его надежности и валидности), коррекция инструментария, его стандартизация;

– выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;

– разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;

– разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;

– разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.

2. Сбор информации:

– проведение тестирования и анкетирования;

– работа с документами;

– организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;

– организация процедур соблюдения конфиденциальности ин­формации.

3. Обработка информации, ее анализ, интерпретация:

– анализ и чистка сырых данных, обработка данных монито­ринга;

– оценивание надежности и валидности данных, анализ генерализуемости;

– коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоста­вимости по группам сравнения;

– шкалирование данных мониторинга;

– интерпретации результатов анализа;

– подготовка заключительного отчета по использованию ре­зультатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.

Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. В частности должна исчез­нуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений. Не нужны также процедуры обработки, анализа и ин­терпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.

Представление данных.При использовании результатов мони­торинга на каждом уровне (например, при формировании обще­ственного мнения относительно ЕГЭ) необходимо согласовать формат и перечень предоставляемых данных с возможностями восприятия той группой пользователей, для которой эта инфор­мация предназначена. Под согласованием понимается выбор фор­мата представления данных мониторинга, их объема, языка изло­жения и необходимых поясняющих материалов для интерпрета­ции.

Информационная безопасность.Для обеспечения информаци­онной безопасности данных мониторинга следует учитывать раз­личные аспекты использования информации в районе или в реги­оне. К ним относятся:

– хранение информации в виде баз данных и на бумажных но­сителях;

– систематизация информация, ее структурирование;

Виды мониторинга. Особенности мониторинговой деятельности


Общие особенности мониторинговой деятельности

а) объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта;

б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;

Читайте также:  Разновидности и классификация вакуумных безмасляных насосов и особености их выбора

в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта;

г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.

1. По содержанию:

дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.);

воспитательный мониторинг– учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;

социально-психологический, показывает уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;

управленческой деятельности, показывает изменения в различных управленческих подсистемах.

2. По характеру используемых методов и методикстатистический и нестатистический мониторинг.

3.По направленности:

мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;

мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;

мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты.

3. Условия организации мониторинга в образовании

3.1. Задачи организации мониторинга.

3.2. Методы мониторинга.

3.3. Этапы мониторинга.

Условия организации мониторинга в образовании: его задачи,методы,этапы.

Задачи организации мониторинга.

1. Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней.

2. Отобрать средства диагностики.

3. Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам.

4. Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы.

5. Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах.

6. Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.

Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.

Методы мониторинга.

Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен.

Прежде всего, потому, что:

– контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;

– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;

– используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены;

– по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.

Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследованийнаблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы – анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы.

Этапы мониторинга

1. Подготовительный этап:

– формирование заказа на мониторинг,

– выделение объекта мониторинга,

– методическое обеспечение мониторинга,

– определение критериев и показателей,

– создание рабочего проекта или программы,

– инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.

2. Этап проведения мониторинга:

– проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой,

– сбор и анализ, хранение результатов.

3. Этап обработки данных и принятия решений:

– обработка данных, в том числе математико-статистическая,

– анализ, обобщение и систематизация полученных данных,

– подготовка заключительного документа,

– комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга.

В настоящее время предлагаются детализированные технологии педагогического мониторинга описание одной из которых мы приводим ниже.

9)Контроль качества обученияПонятие “контроль”,его функции,требования к организации.

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:

1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);

2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);

3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).

Требования к контролю:

1) индивидуальный характер;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;

3) разнообразие методов и форм проведения;

4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);

5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).

Спутниковый мониторинг: космические возможности вашего авто

Еще в начале XXI века трудно было представить, что космос станет таким близким. Теперь люди научились использовать его возможности с практической целью, и один из примеров — это спутниковый мониторинг транспорта. Системы слежения помогают находить объекты в любой точке мира, защищать автомобили от угона эффективнее любой сигнализации. В статье расскажем о том, как работает спутниковый мониторинг, какое оборудование для этого необходимо и в какую сумму обойдется его использование.

Системы спутникового мониторинга: нелегкий выбор

Спутниковый мониторинг — это системы отслеживания положения объектов посредством спутников, сотовой связи и цифровых технологий. С их помощью можно контролировать движение автомобилей, водного и воздушного транспорта, людей, животных — словом, всего, что способно перемещаться.

Спутниковый мониторинг транспортных средств сегодня находит применение во многих сферах деятельности. Системы навигации востребованы в грузовых и пассажирских перевозках, торговле, логистике, сельском хозяйстве, ЖКХ. Вошли они и в частную жизнь. Например, ответственные автовладельцы стараются оборудовать системами спутникового мониторинга свои автомобили, чтобы защитить их от угона.

Спутниковый мониторинг автотранспорта позволяет решать широкий круг задач:

  • с высокой степенью точности определять местоположение объекта;
  • видеть, в каком направлении движется автомобиль;
  • следить за скоростью движения;
  • контролировать расход топлива;
  • наблюдать за техническим состоянием автомобиля.

Базовый функционал может быть расширен за счет установки дополнительных датчиков, которые позволяют отслеживать, к примеру, работу механизмов, количество пассажиров и другие данные, необходимые в той или иной области деятельности.

В настоящее время в мире существует несколько стандартов спутниковой навигации, среди которых GPS, ГЛОНАСС и другие. Обе системы являются глобальными, то есть охватывают весь земной шар. Между ними есть как сходства, так и различия.

Система GPS была разработана Министерством обороны США и первоначально предназначалась для военных целей, но сейчас она доступна каждому. ГЛОНАСС — российская (а точнее, еще советская) разработка, некогда забытая, но в начале 2000-х получившая новое развитие. Сегодня она составляет полноценную конкуренцию американской системе.

Сходство спутникового мониторинга ГЛОНАСС и GPS заключается в том, что обе системы имеют глобальный охват и работают по одному и тому же принципу. Что касается различий, то они состоят в следующем:

  • Количество спутников. ГЛОНАСС активно использует 23 космических аппарата, два находятся в резерве, один — на стадии ввода в систему, еще один проходит испытания [1] . В составе GPS — 32 спутника, при этом вокруг Земли вращаются 24 (остальные восемь в запасе).
  • Срок жизни спутников. Космические аппараты GPS более долговечны. Впрочем, для конечного потребителя этот показатель не имеет решающего значения.
  • Зона покрытия. Спутниковый мониторинг GPS охватывает всю планету, кроме полярных областей. Зона действия ГЛОНАСС достигла глобального покрытия.
  • Точность определения координат. У GPS она выше. Американская система спутникового мониторинга распознает местоположение объекта с точностью в два–четыре метра, тогда как российская пока работает с погрешностью в три–шесть метров [2] .

Как видим, у каждой системы есть плюсы и минусы. Наилучший результат достигается при одновременном их использовании. В настоящее время многие приемные устройства поддерживают оба стандарта. Конечно, на открытой местности будет достаточно использования любой из систем. Однако в городе, где множество высоких объектов, создающих помеху для связи со спутником, лучше использовать обе. Это повышает точность определения координат.

Как работает спутниковый мониторинг транспорта

Система спутникового мониторинга — сложнейший комплекс оборудования, который условно можно разделить на три сегмента:

  • космический — собственно группа спутников, вращающихся по земной орбите в заданных плоскостях;
  • наземный, в чьи задачи входят конструирование космических аппаратов, их выведение на орбиту, контроль движения спутников, управление всеми элементами системы;
  • клиентское оборудование — устройства, которые принимают спутниковые сигналы, программно-аппаратный комплекс для обработки информации.

Принцип работы системы основан на радиоволнах, излучаемых спутниками. Они распространяются с определенной скоростью, которая считается постоянной величиной (на самом деле данный параметр зависит от многих условий, но критической роли это не играет). Еще одно значение, необходимое для вычисления, — время, в течение которого радиосигнал со спутника достигает приемного устройства (и наоборот). Время с высокой точностью измеряют атомные часы, находящиеся на борту каждого космического аппарата.

Читайте также:  Сэндвич-панели на металлическом каркасе: подготовка и этапы монтажа

Местоположение спутников на орбите всегда точно известно. Данные о нем содержатся в памяти принимающего устройства. По мере движения космического аппарата эта информация оперативно обновляется. Причем каждый спутник передает данные не только о своем местоположении, но и о координатах других спутников, что многократно повышает точность измерений.

Информации о расположении спутников, времени и скорости передачи радиоволн достаточно, чтобы вычислить расстояние от каждого космического аппарата до принимающего устройства. Эти данные служат основой для расчета координат движущегося объекта, на котором установлен приемник. Также они дают возможность определить направление и скорость перемещения.

Современные системы спутникового контроля и мониторинга работают в режиме онлайн. Данные о местоположении объекта мгновенно передаются через GSM-сети на сервер и обрабатываются. Оперативный доступ к информации позволяет круглосуточно контролировать транспортное средство или другой подвижный объект. В случае чрезвычайной ситуации владелец сразу получит оповещение.

Главное, что интересует пользователей спутниковых систем, — это клиентское оборудование. Оно включает в себя:

  • Передающее и принимающее устройство, которое устанавливается на объект. Это может быть трекер или маяк. Между этими приборами есть существенная разница. Трекер работает в непрерывном режиме и позволяет отслеживать маршрут. Чаще всего он подключается к электросети автомобиля и питается от нее. Трекер хорошо подходит для мониторинга: например, он помогает следить за тем, чтобы водители добросовестно выполняли свою работу, снижать расходы на топливо и ремонт автомобиля. Но как противоугонная система устройство имеет ряд недостатков, главный из которых заключается в том, что трекер легко обнаружить.
    Маяк большую часть времени находится в спящем режиме и почти не потребляет электроэнергию. Время от времени по заданному пользователем расписанию устройство включается и проверяет, не поступили ли новые данные. Благодаря работе от встроенных батарей и отсутствию внешних подключений маяк можно установить в любом месте автомобиля, при этом злоумышленники навряд ли смогут его заметить. К тому же в спящем состоянии маяк не излучает радиосигналов. Это делает его идеальным средством против угона. В автономном режиме прибор функционирует очень долго (некоторые виды устройств — до шести лет).
  • Датчики для отслеживания дополнительных параметров: расхода топлива, открывания/закрывания дверей, наличия пассажиров, температуры в рефрижераторе и так далее. Эти устройства подключаются к трекеру. Они используются опционально в тех ситуациях, когда необходимо контролировать те или иные функции транспортного средства.
  • Серверный центр для хранения и обработки данных. На него поступает информация с приемного устройства. Передача данных осуществляется посредством GSM-сети.
  • Комплекс программного обеспечения для мониторинга. Решение может быть реализовано также в виде мобильного приложения, устанавливаемого на смартфон пользователя.

Кому и зачем может понадобиться система спутникового мониторинга транспорта? Ответ вытекает из ее функционала. Для решения профессиональных задач система необходима сотрудникам транспортных, торговых, логистических, строительных компаний, службы такси, городского пассажирского транспорта, сферы ЖКХ, предприятий сельского хозяйства и многих других отраслей бизнеса. Для личных целей она нужна всем, кто заботится о сохранности своего транспортного средства (автомобиля, мотоцикла), перевозимых грузов. С помощью маяка также можно определять местоположение детей, пожилых людей, домашних животных (есть разные версии прибора для крепления на одежду, ошейник).

Стоимость сервиса спутникового мониторинга

Цена вопроса зависит от целого ряда условий. Она складывается из стоимости самого оборудования, его установки, настройки и обслуживания. На каждый из этих параметров влияет несколько факторов. Прежде всего важен тип и назначение системы. Естественно, что корпоративное решение стоит на порядок дороже, чем частное. Одно дело, когда перед пользователем стоит задача защитить личный автомобиль от угона, и совсем другое — если необходимо вести оперативный мониторинг большого автопарка, следить за действиями водителей, состоянием техники.

Обслуживание системы спутникового мониторинга автотранспорта включает в себя несколько составляющих:

  • Подключение и настройка. Специалисты компании-поставщика услуг и оборудования установят в автомобиль клиента приемное устройство и необходимые датчики, настроят программное обеспечение.
  • Обучение. После монтажа сотрудники службы техподдержки подробно проинструктируют владельца по всем вопросам относительно ПО, расскажут, как по максимуму использовать функционал системы.
  • Гарантийное сервисное обслуживание и техническая поддержка. На протяжении всего срока эксплуатации оборудования спутникового мониторинга транспорта специалисты компании предоставляют клиентам сопровождение, предоставляют профессиональные консультации. В случае необходимости производится ремонт.

Иногда компании предлагают на выбор пользователя несколько тарифов: базовый с необходимым минимумом функций и расширенный с разным количеством дополнительных возможностей.

На рынке достаточно много компаний, оказывающих услуги спутникового мониторинга автомобилей. Предложения и цены на них везде разные, поэтому о стоимости можно говорить лишь приблизительно. Базовый комплект оборудования для автомобиля обходится в сумму около 3000–6000 рублей. Цена на абонентское обслуживание составляет от 500 рублей в месяц и более — все зависит от того, какие услуги входят в пакет. Кроме того, абонентского обслуживания может и вовсе не быть.

Космические технологии на страже безопасности вашего автомобиля — и это не фантастика, а реальность. Миниатюрный беспроводной GPS-маяк надежно защитит транспортное средство от угона, а трекер позволит отследить маршрут или проконтролировать действия водителя — вы сами можете выбрать дополнительные функции устройства.

В какую фирму обратиться для установки спутникового мониторинга?

По запросу «спутниковый мониторинг транспорта» поисковая система выдает десятки вариантов предложений. В какую фирму обратиться, чтобы получить качественные услуги и не заплатить лишнее? Рассказывает Игорь Королев, директор по развитию компании «АвтоФон»:

«Поставщика оборудования и услуг спутникового мониторинга выбирают по критериям надежности, удобства и выгоды. А все это во многом зависит от типа и особенностей самой системы, которая будет установлена на ваш автомобиль. Имеет значение то, насколько она чувствительна, поддерживает ли GPS и ГЛОНАСС одновременно, может ли работать в автономном режиме, есть ли у нее функция непрерывного мониторинга. Если планируется использовать устройство в качестве противоугонной системы, то важно знать, легко ли его обнаружить. Учитывая, что устройство придется эксплуатировать не один год, стоит поинтересоваться размером абонентской платы.

Автономные охранно-поисковые устройства «АвтоФон-Маяк» точно определяют свои координаты посредством спутниковых технологий GPS и ГЛОНАСС и передают данные на телефон владельца или на другой сервер мониторинга с помощью сети GSM. При этом прием возможен даже в укрытиях или в местах, где сигнал искусственно заглушен: для этого предусмотрен режим определения координат по станциям сотовой связи LBS.

«АвтоФон-Маяк» работает полностью автономно и большую часть времени находится в «спящем» состоянии. В таком режиме устройство способно функционировать до шести лет. Система предусматривает широкий набор дополнительных возможностей и настраивается под заданные требования. В частности, маяк может выполнять функцию трекера и непрерывно отслеживать местоположение движущегося объекта. Для этого используется бесплатный сервер контроля и мониторинга «АвтоФон КСА».

При использовании маяка в качестве противоугонного устройства важно то, что прибор в спящем режиме незаметен для сканеров. Благодаря этому, а также его миниатюрным размерам обнаружить маяк практически невозможно.

Пользование системой «АвтоФон-Маяк» не предусматривает никакой абонентской платы. Ежемесячные расходы составят около 50 рублей — это зависит от тарифов мобильного оператора. В стоимость также включены услуги мониторинга с помощью бесплатного сервера с веб-доступом и мобильного приложения».

P. S. Компания «АвтоФон» производит автономные маяки и трекеры для решения самых разнообразных задач. Подробнее с каталогом устройств можно ознакомиться на сайте.

Использование систем спутникового мониторинга позволяет контролировать местонахождение автомобиля, а также такие параметры, как скорость движения, расход топлива и работа различных систем объекта.

Устройство для спутникового мониторинга может не только отслеживать положение объекта, но и отправлять сигнал тревоги и дистанционно управлять системами автомобиля, в том числе сигнализацией, блокировкой двигателя.

Благодаря компактному размеру устройства спутникового мониторинга можно незаметно размещать в автомобилях, мотоциклах, велосипедах и других объектах.

Осуществлять мониторинг объекта можно с помощью специализированного бесплатного сервера, а также браузера или мобильного приложения.

Современный рынок предлагает широкий выбор систем мониторинга автотранспорта, различающихся по стоимости и функционалу.

Для покупки и установки системы мониторинга автотранспорта стоит обращаться в специализированные компании, зарекомендовавшие себя на рынке.

  • 1 https://ru.wikipedia.org/wiki/ГЛОНАСС
  • 2 https://planet-today.ru/novosti/tekhnologii/item/71635-v-chem-otlichie-glonass-ot-gps

Воз­мож­но, в бу­ду­щем по­явит­ся аль­тер­на­ти­ва GPS и ГЛО­НАСС. Сей­час ве­дет­ся стро­и­тельст­во сис­те­мы Galileo, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой со­вмест­ный про­ект стран Ев­ро­со­ю­за и Ев­ро­пей­ско­го кос­ми­чес­ко­го агент­ст­ва. Од­на­ко на дан­ный мо­мент на ор­би­ту вы­ве­де­но не­до­ста­точ­ное ко­ли­чест­во спут­ни­ков. За­вер­шить стро­и­тельст­во пла­ни­ру­ют к 2020 го­ду. Есть так­же ки­тай­ская сис­те­ма BeiDou/Compass, но она дейст­ву­ет по­ка лишь в пре­де­лах стра­ны.

Маячок для слежения за автомобилем: не роскошь, а необходимость

GPS-маяки для автомобиля: как выбрать недорогое и эффективное устройство

© 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Добавить комментарий