Достоинства крана-манипулятора и его использование в различных сферах деятельности

Основные критерии выбора крана манипулятора и сфера применения.

Данная статья адресована тем кто занимается различными видами деятельности, связанными с грузоперевозками. Ниже мы рассмотрим основные критерии выбора крана-манипулятора, варианты монтажа установки на автомобиль, основные сферы применения и дополнительные комплектующие, которые могут повысить эффективность использования гидравлического манипулятора.

Стрела и ее вылет

Длина стрелы в на минимальном вылете обычно не менее 2 метров. У мощных моделей, предназначенных для подъема больших тяжестей, вылет стрелы начинается от 6-8 метров. Важный критерий – угол поворота, у большинства производителей не менее 300°.

Современные модели КМУ имеют стрелы с разным количеством граней, от которых напрямую зависит грузоподъемность и вылет. Стрела мощной машины имеет не менее 4 граней. Если предполагаются небольшие нагрузки, то вполне подойдет обычная прямоугольная конструкция.

Стрелы бывают Z-образными и L-образными. Основное преимущество Z-образной стрелы – компактность и возможность доставлять груз в труднодоступные места.

Грузоподъемность и грузовой момент установки

Этот параметр напрямую зависит от вылета стрелы. Измеряется в тоннах на метр (т/м). Например, если надо поднять груз весом 2,5 тонны при вылете стрелы 5 метров, то грузовой момент должен быть не менее 12,5 т/м. При таких расчетах к массе груза надо прибавлять собственную массу стрелы.

По данному параметру все КМУ условно делят на три вида:

• тяжелые (более 30 т/м).

Самым большим спросом пользуются машины с грузоподъемностью 2,5-10 т.

При выборе манипулятора стоит понимать какие грузы необходимо будет поднимать. Все грузы условно делят на три группы:

• громоздкие (с большими габаритами) – контейнеры, гаражи, бытовки, киоски, ларьки, дачные домики;

• очень тяжелые, но с небольшими габаритами – стройматериалы (поддоны с кирпичами и т.п.);

• тяжелые, разных габаритов, требующие максимальной аккуратности – автомобили, спецтехника и т.д.

Т.е. при выборе КМУ нужно иметь в виду, что мощная модель с небольшим вылетом стрелы не подойдет для погрузки бытовок и контейнеров. Также важным показателем при выборе манипулятора является длина платформы для перевозки грузов, установленная на авто с краном. Вылет стрелы должен быть больше длины платформы, это позволяет производить погрузку по все длине кузова.

При выборе рекомендуется ориентироваться на максимальные потребности. Нежелательно приобретать машину, которая будет работать на пределе своих возможностей.

Также КМУ используются в качестве универсальной техники – для установки столбов, различных видов заборов, для монтажа блоков фундамента, для установки или обслуживания щитов с рекламой, обслуживание линий электропередач и т.д. В этом случае мощность машины не имеет принципиального значения, важен вылет стрелы, ее мобильность, гибкость, угол поворота. Для таких задач в большинстве случаев подходит манипулятор 2 тонны, так как нет больших нагрузок и необходимости подъема тяжелых грузов.

Монтаж КМУ на авто или полуприцеп

Варианты установки КМУ на автомобиле:

• за кабиной водителя;

• на заднем свесе рамы;

• устройства для радиоуправления;

• механизм для увеличения скорости работы за счет грузоподъемности;

• механизм для увеличения грузоподъемности за счет снижения скорости;

• мини-монитор для графического отображения состояния машины;

• устройство для ограничения подъема;

• устройство для дистанционного контроля работы;

• челюсти для укладки камней;

• двухчелюстные и многочелюстные грейферы;

• захваты для сена и лесоматериалов;

• захваты для бревен, бочек;

• агрегаты для захвата и опрокидывания мусорных контейнеров;

• ковши-грейферы для захвата неудобного (негабаритного, разбросанного, лежащего в беспорядке) груза;

Краны-манипуляторы: виды и особенности

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

Оглавление (быстрый переход):

Транспортное средство с кран-манипуляторной установкой (КМУ) представляет собой сочетание подъёмного крана и грузового автомобиля. Кран-манипулятор установлен на шасси грузового автомобиля.

Такая спецтехника широко применяется при выполнении ландшафтных, сельскохозяйственных и строительных работ. В некоторых случаях выгоднее аренда, чем покупка, если запланировано однократное применение.

Применение

ТС с КМУ призвано упрощать погрузку и разгрузку товаров. Это альтернатива стандартному комбинированию грузовика и самоходного крана. В некоторых обстоятельствах, например, при ограниченной территории, воспользоваться этими двумя транспортными средствами невозможно: для них попросту нет места. Проблему решает транспортное средство с кран-манипуляторной установкой благодаря более компактным габаритам.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

В следующих ситуациях целесообразно применение ТС с КМУ:

  • Перевозка строительных материалов: арматуры, строительных блоков, кирпича и плит перекрытия. Вес одной партии для перемещения не должен превышать 7 тонн.
  • Транспортировка контейнеров, бытовок, вагончиков. Когда начинается или завершается строительства объекта, требуется перемещение этих помещений. В грузовых перевозках не обойтись без КМУ, если для транспортировки используется несколько видов транспорта. Манипулятор с лёгкостью перемещает грузы на речное, морское и железнодорожное транспортное средство.
  • Перевозка и монтаж оборудования: спецтехники и станков. ТС с КМУ перемещает и устанавливает тяжеловесные аппараты в пределах одного объекта во время ремонта.
  • Эвакуация автомобиля. С помощью КМУ удобно извлечь груз из труднодоступного места: обрыва, кювета, ямы.

У ТС с КМУ широкий спектр применения благодаря компактности, маневренности и простоте управления. В некоторых областях промышленности требуется постоянно применение этой спецтехники, в других – редкое, однократное.

Тонкости управления краном-манипулятором

Управление КМУ нельзя доверять первому встречному. Требуется обучение и тренировка, обширные знания и многочисленные навыки. Поскольку КМУ поднимает грузы внушительных размеров и веса, ошибка при работе может угрожать жизни и здоровью людей, а также сохранности транспортного средства и груза.

Хороший машинист, управляющий КМУ, знает следующее:

  • Устройство крановой установки;
  • Принципы её работы;
  • Механизм подъёма груза;
  • Последствия своих действий;
  • Правила реагирования на внештатные действия;
  • Правила безопасной работы.

Алгоритм управления КМУ подразумевает следующие этапы:

  1. Предварительная диагностика основных систем: тяговой, приводной, буферной, ходовой и других.
  2. Запуск двигателя ТС.
  3. Проверка функционирования КМУ.
  4. Непосредственная работа.
  5. Отключение всех механизмов по завершении работы, фиксация аутригеров стопором.

Управляя краном-манипулятором, машинист обращает внимание на следующие факторы:

  • Правильное расстояние ТС от места предстоящей погрузки или разгрузки: излишняя отдалённость негативно сказывается на скорости и безопасности работы.
  • Наличие или отсутствие людей на платформе или под стрелой. Важно перед запуском КМУ подать звуковой сигнал, чтобы люди отошли от ТС и не находились под стрелой.
  • Окружающие объекты, способные усложнять работу. Обрыв поблизости, сыпучие грунты, линии электропередач: всё это надо учитывать, чтобы обеспечивать максимальную безопасность при управлении КМУ.
  • Необходимость установки дополнительных опор с прочными и устойчивыми подкладками. Не допускается применение случайных объектов в качестве подкладок. Во время установки дополнительных опор никто не должен находиться в кабине.
  • Плавность движения. Управлять КМУ нужно плавно, без резких движений. Резкие рывки с поднятым грузом значительно увеличивают динамическую нагрузку на узлы, в результате чего может опрокинуться или повредиться кран-манипулятор. Вращать колонну КМУ тоже надо медленно, поскольку высокая скорость создаёт излишние динамические нагрузки и увеличивает рабочий радиус, что может негативно сказаться на устойчивости транспортного средства.
  • Подъём. Если поднимается груз, чей вес близок к максимально допустимому, необходимо проверить устойчивость КМУ и надёжность крепления. Когда груз окажется над землёй, нужно остановить подъём на короткое время, чтобы оценить горизонтальное положение груза и устойчивость конструкции.
  • Опускание. При опускании чем ближе груз к поверхности, тем медленнее он должен двигаться. Важно, чтобы при моменте соприкосновения с поверхностью груз не повредился.
  • Место для погрузки или разгрузки. Перемещаемый груз должен опускаться только на место, предназначенное для этих целей. Важно производить разборку товаров равномерно, не загромождая проходы.
  • Вес груза. Запрещено поднимать груз, если его вес превышает грузоподъёмность КМУ при конкретном вылете стрелы. Необходимо заранее знать массу грузов, чтобы принимать решение о возможности его подъёма.
  • Возможный угол поворота КМУ и конструкция, которая обеспечивает такую возможность. На спецтехнике устанавливается или шестерня с гидромотором, или рейка с гидроцилиндром. Теоретически у многих моделей возможен поворот на 360 0 и даже больше, однако на практике не стоит проверять эту возможность с тяжеловесным грузом. Над кабиной есть особый участок неустойчивости. Если груз окажется в этом участке, машина может потерять стабильность и опрокинуться. Хотя производители не ограничивают угол поворота, они указывают в инструкции участок нестабильности, где поднимать груз опасно. Оптимален допустимый угол поворота в 220 0 , его вполне хватает для маневренности. Существуют модели с зоной устойчивости, охватывающей 360 0 , в этом случае угол вращения не ограничен.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

Читайте также:  В чем преимущество цементной штукатурки и технология ее нанесения

Во время работы ТС с КМУ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

  • Проседание грунта или перегруз. В этой ситуации ТС теряет устойчивость, может опрокинуться. В таком случае необходимо подать сигнал, предупреждающий о неполадке, и опустить груз на землю. Возобновлять работу можно только после выяснения причины аварийной ситуации и устранения её.
  • Контакт с проводами линии электропередачи. Если стрела КМУ оказалась под напряжением, необходимо как можно скорее отвести её от соприкосновения с ЛЭП. При невозможности машинист должен покинуть ТС, соблюдая правила безопасности.
  • Воспламенение. Требуется прекратить работу, вызвать пожарную охрану и предпринимать попытки по самостоятельному тушению.
  • Стихийные природные явления. При урагане, землетрясении или грозе необходимо остановить работу, опустить груз и покинуть КМУ.

Преимущества КМУ

Применение ТС с КМУ выгоднее и проще, чем использование отдельно грузовика и отдельного подъёмного крана. Чистая математика: два транспортных средства стоят дороже, чем одно. Есть у транспортного средства с кран-манипулятором и другие преимущества:

  • Мобильность. Спецтехника, особенно компактные её виды, беспрепятственно перемещается по городу.
  • Надёжность. ТС с КМУ при грамотном управлении действует безотказно, справляется со многими задачами.
  • Многозадачность. Спецтехника способна выполнить множество разных задач, нужных для строительства и прочих сферах промышленности.

Основные характеристики КМУ

Различные модели ТС с КМУ характеризуются следующими параметрами:

  • Грузовой момент. Величина измеряется в тоннах на метр (т/м) и влияет на грузоподъёмность. Нужный показатель для конкретных условий погрузки рассчитывается, исходя из веса груза и дистанцией между грузом и транспортным средством. Например, для подъёма груза весом в 2 тонны при дистанции 4 метра нужен кран с грузовым моментом 8 тонн на метр.
  • Максимальный вылет стрелы. Этот фактор определяет грузоподъёмность оборудования, поскольку в конструкции манипулятора не предусмотрен противовес. Средний вылет стрелы составляет 8 метров, что достаточно для работы с кузовом автомобиля, длина которого варьируется от 5 до 7 метров.
  • Тип конструкции манипулятора. Различаются тросовые и складные типы. Тросовый предполагает большой вылет стрелы и способность перемещать грузы на разные уровни. Складной, гидравлический вариант обеспечивает мобильность и гибкость, возможность с высокой точностью выполнять погрузку и разгрузку.
  • Конструкция и расположение крана. Форма выполнена наподобие буквы Z или L. Первый вариант сопряжён с риском перегрузки передней оси, поскольку именно на этот участок приходится вся нагрузка от манипулятора, размещённого за кабиной грузовика. Второй вариант предпочитают японские, южнокорейские и американские производители спецтехники. В этом случае стреле располагается над кузовом против хода или по ходу ТС. С этим связана невозможность насыпать в кузов груз с «горкой». Распределение веса стрелы L-образной формы распределена между передней и задней осями.
  • Органы управления. Наиболее простой и дешёвый тип управления – ручной. Он бывает параллельным или перекрестным. Есть типы ТС с ручным управлением с платформы или с кресла на колонне манипулятора.

Основные виды КМУ

Транспортные средства с кран-манипуляторной установкой различаются на следующие виды:

  • Гидроманипуляторы. Вес такой спецтехники незначителен, система обслуживания упрощена, что обеспечивает лёгкость управления. Грузоподъёмность такого вида небольшая: доходит до 7 тонн. Маневренность на высоком уровне. Применяются гидроманипуляторы для перевозки строительных материалов, монтажа плит и перекрытий.
  • Манипуляторы со средней массой. Минимальный уровень грузоподъёмности таких моделей: 25 тонн, а максимальный – 80 тонн. Вылет стрелы может достигать 20 метров. КМУ устанавливается на платформе, которой является грузовой автомобиль, масса которого средняя или крупная.
  • Гидравлические манипуляторы. Это новейшая и самая выносливая модификация ТС с КМУ. Модели отличаются опорой на одноколенную стрелу, что даёт им возможность поднимать грузы большего веса по сравнению с ТС с двухколенной стрелой.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

КМУ на спецтехнике

Кран-манипуляторные установки устанавливаются на тяжёлую спецтехнику. Шасси обеспечивает высокий уровень грузоподъёмности, а двухколенная стрела – достаточную маневренность.

В российских реалиях часто КМУ устанавливаются на спецтехнику КАМАЗ на свесе рамы или за кабиной. Такая комбинация широко используется в сельском хозяйстве и в условиях города.

Седельные тягачи позволяют перемещать грузы на прицепах и полуприцепах, а также применяются при погрузке и разгрузке товаров. Полуприцепы легко меняются на таких установках. В этом их основное отличие от неделимых бортовых автомобилей, дополненных стационарными грузовыми платформами.

Как выбрать КМУ

Выбор ТС с КМУ зависит от следующих факторов:

  • Характеристики и вес груза.
  • Объём предполагаемых перевозок;
  • Тип местности, где запланировано использование оборудования;
  • Условия погрузочных/разгрузочных работ (допустимая дистанция от крана до груза);
  • Требования по размещению груза (нужно ли их опускать ниже уровня ТС, например, в котлованы, или поднимать выше, например, на верхние этажи при строительных работах).

Следующие подсказки помогут правильно выбрать подходящее ТС с КМУ:

  • Рекомендуется выбирать кран-манипулятор с учётом их технических характеристик, добавляя к необходимым показателям некоторый запас. Например, если дистанция между ТС и грузом будет 4 метра, предпочтительнее модель с грузовым моментом, превышающим этот показатель. Нежелательно, чтобы спецтехника работала на пределе возможностей: так она быстрее износится и может повредиться. Запас нужен ещё и потому, что при работах непосредственно на объекте будут обнаружены ошибки в расчётах.
  • Желательно, чтобы максимальный вылет стрелы у спецтехники превышал длину кузова на 1-2 метра. Если нужно погрузить длинные трубы или швеллеры на удлинённый кузов, стрела при максимальном вылете должна доходить хотя бы до середины кузова. В России широко востребованы ТС с вылетом 8-10 метров на КАМАЗы и 12 метров на седельные тягачи.
  • При выборе также важна форма поперечного сечения стрелы. У неё может быть прямоугольный, шестигранный или восьмигранный профиль. Чем больше граней, тем прочнее и надёжнее стрела. Однако вслед за увеличением граней увеличивается и стоимость КМУ.
  • Если предпочитается L-образный тип КМУ, необходимо при выборе осмотреть лебёдку. Она устанавливается на колонне, на первом звене стрелы или на оголовке последнего. Масса лебёдки сказывается на грузоподъёмности крана. Дополненное гидроприводом, это приспособление обеспечивает опускание груза на малой скорости, что удобно при строительных работах.
  • Согласно теоретическим рекомендациям, вес КМУ не должен превышать 25% полезной грузоподъёмности шасси. Такая пропорция обеспечивает не только погрузку/разгрузку, но и транспортировку груза достаточного веса. Не допускается перегружать кран-манипулятор, поскольку он может выйти из строя.

Популярные марки КМУ

Широко востребованы краны-манипуляторы следующих производителей:

Заключение

Кран-манипуляторы – удобная спецтехника, применяемая во многих сферах промышленности. Без них не обходятся грузоперевозки, строительные и сельскохозяйственные работы. Важно правильно выбрать подходящую модель, чтобы она удовлетворяла условиям работы и обеспечивала максимальную безопасность.

При работе с КМУ важно чётко следовать правилам безопасности, поскольку здесь велик риск травмирования, порчи груза и повреждения транспортного средства.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

© Копирование материалов с сайта СибАвто Т ранс разрешается только с указанием ссылки на источник.

kranigruz.ru

By v3jwsj4c8m

Краны-манипуляторы, или автоманипуляторы представляют собой агрегаты, грузоподъемность которых может составлять от ста килограмм до тридцати тонн. Такие КМУ устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает им мобильность. Вылет их стрелы различается в зависимости от принципа работы грузоподъемного механизма и того, как он расположен на платформе грузовика.

Краны-манипуляторы, или автоманипуляторы представляют собой агрегаты, грузоподъемность которых может составлять от ста килограмм до тридцати тонн. Такие КМУ устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает им мобильность. Вылет их стрелы различается в зависимости от принципа работы грузоподъемного механизма и того, как он расположен на платформе грузовика.

Для установки автоманипуляторов лучше всего подходят бортовые автомобили и седельные тягачи.

Манипуляторы – очень функциональные устройства, поэтому они могут применяться в самых различных сферах деятельности. Чаще всего подобная специализированная техника используется при погрузке и перевозке строительных материалов, ЖБИ и кирпичей, оборудования и станков, трансформаторов, бытовок и т. п. Кроме того, автоманипуляторы эффективно применяются в следующих отраслях:

  • малоэтажное строительство;
  • осуществление ремонтно-восстановительных работ;
  • выполнение заданий на рассредоточенных объектах;
  • погрузочно-разгрузочные работы в стесненных условиях;
  • действия рядом с линиями электропередач.

Данные установки используются в лесной промышленности, в процессе строительства газовых и нефтепроводов. Также их применяют МЧС при необходимости срочно спасти людей, оказавшихся под завалами. Проще говоря, автомобильные манипуляторы могут применяться там, где стандартные автокраны оказываются бесполезными.

КМУ на автомобильном шасси используются при перевозке габаритных и негабаритных грузов, а также штучных и сыпучих строительных материалов. При разовой необходимости транспортировки груза или эвакуации автомобиля нет никакой необходимости приобретать такую технику – ее можно арендовать. Следует также иметь в виду, что со всеми работами по погрузке и выгрузке справится один опытный водитель. Управляя манипулятором, он совершит все необходимые действия, после чего сядет за руль того же автомобиля и перевезет груз в нужное место.

Читайте также:  Как подобрать теплообменник для системы отопления: принцип работы и особенности

Конструкция автомобильного КМУ

Кран-манипулятор, установленный на грузовом автомобиле, это достаточно сложная конструкция, включающая в себя следующие элементы:

  • автомобильное шасси;
  • грузовая платформа;
  • сама крано-манипуляторная установка (КМУ).

Агрегат можно разместить как позади кабины автомобиля, так и на его заднем свесе. При этом можно обрезать кузов под габариты шасси либо сместить его на величину, равную монтажному месту для КМУ. Различные модели автоманипуляторов, имеющих грузовой момент от 0,5 до 150 тм, устанавливаются на шасси разных типов. В зависимости от грузоподъемности можно использовать шасси как импортного, так и отечественного производства.

Крано-манипуляторная установка на шасси грузового автомобиля включает в себя следующие сборочные единицы:

  • базовый автомобиль;
  • промежуточная силовая рама (подрамник, надрамник). К ней крепятся кран-манипулятор и платформа. При этом промежуточную раму жестко соединяют с рамой самого автомобиля;
  • крано-манипуляторная установка;
  • гидросистемы автоманипулятора. Гидронасос при этом размещается на коробке отбора мощности автомобиля;
  • пневмопривод, включающий коробку отбора мощности;
  • электрические системы КМУ.

Используемое шасси при установке манипулятора подвергают доработкам:

  • устанавливают на раме автомобиля силовой надрамник в виде промежуточной либо монтажной рамы, подрамника;
  • укорачивают или смещают кузов автомобиля;
  • устанавливают на коробку передач коробку отбора мощности и насос;
  • дорабатывают пневмо- и электросистемы машины. Для этого устанавливают кнопки включения коробки отбора мощности и самого манипулятора, монтируют электропневмоклапан.

Автоманипулятор крепится к промежуточной раме сразу позади кабины или же на задний свес (корму) автомобиля. В состав КМУ могут входить:

  • основание с балансиром;
  • поворотный механизм;
  • колонна;
  • главная (основная) стрела;
  • дополнительная стрела;
  • удлинители стрелы;
  • опоры;
  • приборы для обеспечения безопасности.

Особенности применения установки

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с использованием автомобильного крана-манипулятора можно установить один или несколько крюков:

  • первый, имеющий большую грузоподъемность, крепят на выдвижную секцию стрелы. Он предназначен для работ с крупными грузами;
  • на концевые секции удлинителей стрел можно также смонтировать дополнительные крюки, имеющие меньшую грузоподъемность. Они применяются при работах с небольшими грузами, и при большом вылете стрелы.

Категорически запрещается превышение указанной в паспорте крано-манипуляторного устройства грузоподъемности крюков. Это может стать причиной поломки крана и падения груза.

На КМУ также можно навешивать различные съемные грузозахватные приспособления. Наиболее важными характеристиками крана являются его грузовой момент и грузоподъемность. На первый параметр влияет расположение удлинителей стрел. Его можно вычислить как произведение грузоподъемности манипулятора и вылета стрелы для определенного плеча.

Учитывая, что грузовой момент – постоянная величина, изменение вылета стрелы автоманипулятора приводит к изменению его грузоподъемности. Расчетный теоретический грузовой момент указывается в названии модели крана-манипулятора в виде цифрового обозначения. При этом реальное значение грузового момента всегда будет немного ниже расчетного. Это связано с перетеканием жидкости в гидравлической системе крана-манипулятора, силами трения, весом стрелового оборудования и другими факторами.


Краны манипуляторы для выполнения работ в различных сферах.

За последние несколько лет краны-манипуляторы стали неотъемлемой частью в различных сферах, связанных с грузоподъемными работами. Это связанно, с тем, что данная техника имеет компактные размеры, которые позволяют использовать установку в местах с ограниченным пространством, а также возможность установки на одном шасси манипулятора и кузова для перевозки.

Также большим плюсом является универсальность манипуляторов, за счет сменного навесного оборудования одна установка может выполнять различные функции, связанные с выполнением высотных, грузовых, бурильных и других видов работ. В данный момент краны манипуляторы можно увидеть в различных видах человеческой деятельности: строительство, различные грузоперевозки, коммунальная сфера, лесозаготовка, сельскохозяйственная деятельность, обслуживание высотных объектов, военная сфера, различные виды бурильных работ и т. д.

Большинство производителей предлагают дополнительно приобрести следующие виды навесного оборудования:

— двухчелюстные или многочелюстные грейферы;

— захваты для бревен, леса, опор, сена, лесоматериалов и т.д.;

— челюсти для камня;

— механизм опорожнения контейнеров;

— люлька для выполнения высотных работ.

Такое разнообразие сменного оборудования позволяет использовать одну установку для выполнения различных задач в разных сферах.

Кран-манипулятор Fassi F85b с максимальной грузоподъемностью до 3,92 тонны и вылетом стрелы до 9 метров, установленный на небольшой грузовой автомобиль Isuzu NQR 90.

Вторым большим плюсом данных установок является простота и удобство управления. Конструкция выполнена так, что устройство может вращаться в различные стороны в нескольких осях. Центральная опорная колона может выполнять оборот от 200° до 400° (в зависимости от производителя и модели). Большинство изготовителей крано-манипуляторных установок (КМУ) изначально выводят рычаги управления по обеим сторонам с торца, но возможны и другие варианты, которые предоставляют за дополнительную плату, среди них:

— дистанционный пульт управления;

— управления с мобильных устройств;

— управление с кресла на колоне.

Также есть большой выбор дополнительных комплектующих, которые могут улучшить показатели эффективности, удобства использования установки и отслеживания состояния работы крана. Данные установки также имеют встроенные системы безопасности, которые оповещают оператора о возникновение перегрузки, неисправностях в системе и т.д. Такие системы обеспечивают большой срок службы, а также ограничивают возникновения более серьезных неполадок в системе.

В качестве жидкости в гидравлической системе крана-манипулятора используют масло с определенной вязкостью, оно имеет хорошие показатели при работе в различных температурных режимах. Установка может прекратить работы из-за температуры, но это произойдет при температуре свыше +45° или ниже -45°. Для работы при таких температурах производители рекомендуют использования специализированного вида масел.

Еще одним плюсом гидравлических манипуляторов является возможность монтажа на различные виды грузовых шасси или полуприцепов. При выборе манипулятора необходимо учесть общую грузоподъемность шасси, на которое будет проводиться монтаж. Если грузоподъемность автомобиля 10 тонн, то грузоподъемность КМУ стоит брать не более 6-7 тонн, потому что стоит учитывать массу самой установки и массу платформы для перевозки груза. Также при выборе стоит обратить внимание на длину платформы для груза, от этого показателя зависит максимальный вылет стрелы.

Есть несколько основных вариантов монтажа КМУ:

— в передней части кузова (за кабиной);

— в задней части кузова (за платформой);

— в центре платформы тягача;

— установка на полуприцеп.

Первые два варианта более универсальны за счет того, что позволяют дополнительно установить кузовное оборудование для транспортировки различных грузов. Третий вариант обычно выбирают в случаях, когда используют манипулятор с высокими показателями грузоподъемности. В четвертом варианте появляется возможность транспортировки крана при помощи разных машин. Также некоторые КМУ устанавливают стационарно (на складах, на кораблях, железнодорожные передвижные платформы), в таких вариантах важно учитывать в каких условиях необходимо производить грузоподъемные работы и максимальные габариты и вес грузов, а также отдаленность мест погрузки.

За период 2016-2018 годов, самый большой спрос в нашей стране на модели с грузоподъемностью 2, 7, 10 и 12 тонн. Относительно вылета стрелы чаще всего запрашивают модели с длинной 8, 10, 12 и 18 метров. В качестве шасси для монтажа манипуляторной установки чаще всего используют марки: МАЗ, Iveco, Isuzu, Газ, Hyundai, Scania и Daf.

Варианты применения кранов-манипуляторов

Строительный материал для удобства доставки в место назначения складывают на специальные поддоны. Упакованный таким способом он компактно может быть размещен на платформе грузовика, осуществляющего перевозку. Поддон с грузом имеет большую массу, поэтому поднимают его техникой. На строительных базах всегда имеются для этого погрузчики вилочного типа. Но как осуществить выгрузку материала на объекте? Ответ простой – применяя краны-манипуляторы.

Что это за техника

Кран-манипулятор (КМУ) – это вид кранового оборудования, которое устанавливается на грузовой автомобиль с платформой, обычно сразу за кабиной водителя. Техника очень компактна и решает множество вопросов касательно работ строительного характера, а также погрузки и разгрузки. В отличие от автомобильных кранов, КМУ имеет меньшие габариты и рассчитан на поднятие масс, не превышающих четверти грузоподъемности самого автомобиля.

Виды КМУ, возможности оборудования

Рабочий механизм кранов-манипуляторов устроен по-разному. Исходя из этого, выделяют два основных типа устройства:

  • Манипулятор гидравлический;
  • Манипулятор тросовый.

Первый – практически полноценный автокран, который, к тому же, экономичен, отличается хорошей маневренностью при выполнении работ. Стрела крана в транспортном состоянии очень компактна и не занимает область платформы.

Второй характерен тем, что позволяет поднимать материалы, место расположения которых ниже уровня грунта, а также находящиеся за стенами и заборами. Он экономически выгоден благодаря простому устройству механизма, где присутствует минимальное количество деталей, быстро выходящих из строя.

Читайте также:  Коллекционная керамическая плитка – идеальное украшение кухни и ванной

Область использования манипулятора легко расширить за счет возможности замены механизмов грузозахватного назначения таких как: грейферы (для сыпучих материалов), захваты, люльки строительные.

Благодаря наличию пульта крана-манипулятора, расположенного непосредственно возле основания стрелы, оператору удобно работать, дистанционно управляя грузом, контролировать каждое его положение.

Стрела крана с телескопическим выдвижным механизмом позволяет работать манипулятором на значительном расстоянии. Стрела с несколькими коленами, управляемая гидроцилиндрами (гидравлический кран), очень маневренна, позволяет быстро проводить операции погрузки-разгрузки.

Где применяют краны

Применение кранов-манипуляторов разнообразно: от строительства малоэтажных зданий до погрузки-разгрузки.

Выполнение работ по строительству:

  • Демонтаж металлических конструкций;
  • Укладка трубопроводов, канализационных стоков;
  • Перемещение груза – строительных отходов и мусора;
  • Транспортировка стройматериалов;
  • Перевозка бревен.

Работа с грузами:

  • Погрузка, разгрузка контейнеров, малогабаритных стройматериалов;
  • Перевозка мини-сельхозтехники;
  • Транспортировка малых архитектурных форм.

Монтаж технического и другого оборудования:

  • Выполнение монтажных работ с металлоконструкциями;
  • Установка электрических и холодильных агрегатов;
  • Работы по монтажу ограждающих конструкций.
  • Удаление с места ДТП пострадавших транспортных средств;
  • Эвакуация поломанной техники.

Подача в труднодоступные места:

  • Инструментов и оборудования в оконные проемы многоэтажных домов, котлованы.

Выбор КМУ для грузовика

Рассчитывая производительность работ конкретным краном, или выбирая вариант, какой стрелой-манипулятором оборудовать имеющуюся грузовую технику, необходимо знать основные допуски грузоподъемности. Для всех видов техники существует единое правило – максимально возможный тоннаж, поднимаемый конкретной стрелой за раз, не должен превышать 25% от грузоподъемности автомобиля. Так грузовик:

  • Перевозящий до 10 тонн, допустимо комплектовать краном на 2,5 тонны, не более;
  • Способный доставлять груз до 20 тонн – кран на 5 тонн;
  • Техника с грузоподъемностью от одной до трех тонн. Такой автомобиль допустимо комплектовать оборудованием со стрелой подъема не выше 0,7 т.

Нарушение этого правила может приводить к поломке несущей базы (рамы грузовика), куда непосредственно крепится кран-манипулятор.

Увеличить грузоподъемность самого автомобиля можно за счет добавления прицепа платформы. В таком случае манипулятор удобней устанавливать не за кабиной водителя, а сразу в конце кузова.

Во время работы с крановым оборудованием нужно помнить, что чем дальше от техники находится груз, тем меньшую массу может поднять стрела.

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

Кран этого типа во многих случаях незаменим и помогает оперативно решать разные вопросы.

Он позволяет:

  • Экономить силы. С помощью манипулятора можно работать большими массами, практически не напрягаясь;
  • Экономить время. Кран позволяет за рабочую смену выполнять такой объем работ, который при ручном труде занял бы несколько дней.
  • Экономить средства. Кран-манипулятор одновременно является и грузоподъемным оборудованием, и транспортировочной платформой.
  • Для управления машиной достаточно одного человека – он и водитель, и крановщик, и в некоторых случаях может выполнять работу стропальщика.
  • Выполнять задачи в сложных условиях. Кран компактен и обладает хорошей маневренностью.
  • Оперативно работать. Техника на колесном ходу может быстро доставить груз на строительный объект.

Аренда крана-манипулятора будет стоить дешевле, нежели автокрана. Это объясняется еще тем, что мощность автомобилей, на которых установлено крановое оборудование, меньше тех, что перевозят габаритные стрелы с дополнительной кабиной управления. Поэтому, если стройка не имеет огромных масштабов с необходимостью перемещения больших тоннажей, применение кранов-манипуляторов вполне целесообразно.

Видео по теме: Манипулятор Palfinger PK35000C


Кран манипулятор, основные преимущества и недостатки оборудования.

С появлением кранов-манипуляторов на рынке грузоподъемного оборудования старые версии кранов отошли на второй план. Данный вид оборудования на порядок удобнее и компактнее старых версий, именно поэтому большинство компаний, которые заняты в различных сферах, связанных с грузоперевозками и подъемом грузов переходят на крано-манипуляторные установки (КМУ). В данной статье мы остановимся на основных преимуществах и недостатках манипуляторов.

В наше время кран манипулятор можно встретить во многих сферах бизнеса: строительство, грузоперевозки, у военных, в морском или речном флоте, высотные и бурильные работы, сельскохозяйственная или горная промышленность и это далеко не полный список сфер, в которых используют данное оборудование.

Преимущества.

Основным из самых больших плюсов КМУ является их компактность. За счет того, что они занимают небольшой промежуток на шасси остается большой количество места для установки кузовного оборудования. В связи с этим нет необходимости подгонять на объект несколько автомобилей (один с манипулятором, второй с платформой для загрузки), все это помещается на одном автомобиле. Также это позволяет производить погрузку или высотные работы в местах с ограниченным заездом.

Большинство КМУ имеет управление, расположенное непосредственно на установке с манипулятором. В большинстве случаев управление осуществляется при помощи нескольких рычагов, каждый из которых отвечает за определенную плоскость (вверх-вниз, оборот по оси, выдвижение стрелы). Для удобства, большинство компаний ставят рычаги управления по обеим сторонам установки. Для тех, кто хочет управлять погрузкой с максимальным удобством, производители предусматривают дистанционный пульт управление или же мобильное приложение, которое позволит выполнять погрузку при помощи смартфона или планшета. Такой вариант на порядок удобней. Во-первых, нет необходимости постоянно задирать голову, во-вторых, можно укрыться от осадков где-то поблизости и управлять там.

Большой выбор дополнительного оборудования и комплектующих.

Данные установки имеют большой выбор навесного оборудования и комплектующих, все их перечислять можно долгое время, в данной статье мы остановимся на основных механизмах, которые пользуются спросом на территории нашей страны.

Комплектующие для КМУ:

– управление при помощи мобильных устройств;

– экран с графическим отображением показателей работы манипулятора;

– устройство ограничения подъема;

– управление с кресла;

– модуль увеличения скорости работы;

– дополнительная лебеда и т.д.

Варианты навесного оборудования:

– подхваты (вилочные, для бревен, для бочек, сена и т.д.);

– различные варианты грейферов;

– буры и устройства для опорожнения;

Благодаря огромному спектру комплектующих и навесного оборудования такие установки могут быть универсальными. В отличие от старых версий кранов манипуляторы имеют минимум 2 места перегиба стрелы, за счет чего он может не только опускать/поднимать грузы, но и буриться. Для примера приведем итальянского производителя Fassi, их установки имеют универсальное крепление для навесного оборудования, за счет чего вы можете иметь один манипулятор и большое количество примочек к нему, это позволит использовать КМУ во многих сферах деятельности, а дополнительные комплектующие сделают эту работу на порядок удобнее и соответственно проще.

Все манипуляторы, представленные на рынке имеют системы безопасности, защищающих их от перегрузок, которые в итоге могут привести к неисправностям или что еще хуже к опрокидыванию груза при подъеме. Компаниям, которые занимаются производством кранов-манипуляторов просто не дадут выпустить на рынок свою продукцию, если она не будет соответствовать всем нормам безопасности и европейским стандартам качества.

Недостатки.

Хоть такое грузоподъемное оборудование и считается следующим шагом в выполнение грузоподъемных работ, они тоже имеют ряд недостатков.

Один из самых больших минусов данного оборудования является его стоимость, за счет использования большого количества систем даже их себестоимость высока, а каждый производитель хочет на этом заработать, поэтому такие установки не могут стоить дешево. Такая же ситуация наблюдается при выборе навесного оборудования и дополнительных механизмов, облегчающих работу с КМУ.

Работа в различных условиях.

Вторым минусом работы с КМУ является погодные условия. Это связанно прежде всего с использованием жидкости в системе. Во-первых, они могут перестать работать при низких температурах, потому что масло в баке сжижается и теряет некоторые свои свойства, в связи с чем установка может встать, многие производители предусматривают этот момент и рекомендуют менять масло в зависимости от времени года или при больших перепадах использовать универсальное. При высоких температурах манипулятору просто необходимо давать отдохнуть. Возвращаясь к итальянскому производителю Fassi, они предусмотрели, что система сигнализирует о перегреве жидкости, в таком случае стоит просто дать крану-манипулятору отдохнуть некоторое время.

Еще одни минусом при плохих погодных условиях является отсутствие кабины управления для оператора (как в старых версиях кранов), но это можно решить, докупив модуль дистанционного управления, который позволяет управлять из различных мест.

Вывод.

То что краны-манипуляторы на порядок безопаснее, универсальнее и удобнее старых версий кранов остается фактом, единственным существенным минусом является стоимость данного оборудования, но тут каждый решает для себя, насколько целесообразным будет такая перемена и как быстро она окупится для компании.

Администрация ресурса выражает благодарность fassi.com.ua за помощь в написание статьи и предоставлении актуальной информации.


Кран-манипулятор от итальянского производителя Fassi.

Добавить комментарий